География Италии
Города
Области
Природа и климат

История Италии
Древний мир
Средние века
Новое время

История культуры
Культура и философия
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Образование

Италия ХХ-XXI век
Политическое устройство
Италия в I - II мировых войнах
История послевоенной Италии
Экономика Италии
Мафия Италии
Менталитет итальянцев
Кино Италии
Кино об Италии
Кухня Италии

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

Раннее возрождение. Джованни Боккаччо
(Giovanni Boccaccio; 1313–1375)

Выдающийся деятель культуры Раннего итальянского Возрождения, поэт, писатель, знаток классической древности.

Джованни Боккаччо родился в Париже; он был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по желанию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании купцов Барди.

С 1330 г. он находился при отце в Неаполе, который служил поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы.

Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных к неаполитанскому двору. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто ди Бондоне, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был знаменитый Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе прекрасной даме – Марии д’Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: «Охота Дианы» – поэтическое сочинение в терцинах (ок. 1336 г.), в котором благородные неаполитанские дамы представлены спутницами богини Дианы, «Филострато» (1338 г.) – поэма в октавах на темы Троянского цикла, «Тесеида» (1339 г.). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке – «вольгаре» и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских произведений.

В 1340 г. Боккаччо по настоянию отца вернулся во Флоренцию. За исключением небольшого периода в 1351 г., когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии Флорентийской республики, был членом посольств: в Романью (1350 г.), в Равенну и Рим (1367 г.), Неаполь (1351 г.), Авиньон (1354 и 1365 гг.), Венецию (1367 и 1368 гг.). В период жизни во Флоренции он создал прославившие его прозаические сочинения: «Фьямметта» (1343 г., опубл. 1472 г.), «Декамерон» (1350-1353 гг., опубл. 1470 г.), а также поэтический цикл «Фьезоланские нимфы» (1345 г.). Литературный шедевр Боккаччо – «Декамерон» стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов. Сочинение представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы – «черной смерти», от которой благородное общество скрывается в загородном имении.

С 1340-х гг. Боккаччо работал над «Генеалогией языческих богов» (в 15 книгах; сочинение посвящено разбору античных мифов и их географии).

В 1350 г. он познакомился с Ф. Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359 г.). Боккаччо не только принял его в своем доме и содержал на свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором «Илиады» и «Одиссеи», но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг., в период тяжелых потрясений и нравственных исканий, Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки – переезжает в 1363 г. в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над «Генеалогией языческих богов» (вплоть до 1371 г.) главным интересом Боккаччо было прославление личности и творчества Данте – великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет «Комментарии к "Божественной комедии"» (ок. 1362 г.), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, «Похвальное слово Данте» (ок. 1360 г.), а также перед самой смертью цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Сан-Стефано во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на «вольгаре» в зрелый период его жизни. Боккаччо предпочитал писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351–1367 гг. он написал на латыни «Буколическую поэму» в подражание Вергилию, трактаты «О несчастьях знаменитых людей» и «О знаменитых женщинах» (более 100 биографий от Евы до королевы Джованны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма.

В конце 1350-х – начале 1360-х гг. Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие – напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 г. Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, Леонардо Бруни. Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора «Декамерона» и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя нескольких незаконнорожденных детей, как «мужа безупречной чистоты веры и нравов».

Статья взята с сайта www.wiki.ru



Сайт создан в системе uCoz