Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Федерико Зандоменеги Federico Zandomeneghi (Составитель - Парашутов)
|
|
|
Явный импрессионист по технике, проживший больше сорока лет в Париже бок о бок с "мэтрами" этого направления и друживший с ними, он, все-таки, не стал таким же известным, как Ренуар, Моне, Мане и иже с ними. К счастью, в Интернете есть предостаточно репродукций его картин, остается только отыскать что-нибудь о жизни художника, кроме тех десяти дежурных фраз, помещенных во всех Словарях и Энциклопедиях.
Итальянский художник-импрессионист, сын известного скульптора Пьетро Зандоменеги. Работал практически во всех жанрах, рисуя портреты, пейзажи, жанровые сцены, ню. Стал известен своими женскими и детскими портретами, выполненными в технике пастели.
Федерико Зандоменеги (2 июня 1841 Венеция – 31 декабря 1917 Париж) родился в Венеции. Его отец и дед были скульпторами, поэтому Федерико с детства мечтал стать художником. В 1856 году был зачислен в Венецианскую академию искусств. Сторонник Гарибальди, его политические убеждения вынудили его в 1860 году переехать во Флоренцию, где входил в круг художников группы Маккьяйоли. Там он встретился с известными художниками Телемако Сигнорини и Джузеппе Аббати, он присоединился к ним на пленэре. Живопись вне студии в то время предусматривала новую живость и спонтанность при представлении света.
Большинство ранних работ художника социально-критического характера, что сближает их с веризмом (итальянским реализмом конца XIX в.).
В 1874 году Зандоменеги направился в Париж, где ему пришлось провести всю оставшуюся жизнь. Он быстро познакомился с импрессионистами первой волны. Как и его близкий друг Эдгар Дега, он уделял немало внимания рисунку, хотя собственные работы были более сентиментального характера, чем у Дега. По приглашению Дега принял участие в нескольких выставках импрессионистов и в Салоне Независимых. Он также восхищался работами Мэри Кассатт и Огюста Ренуара, и в своих многочисленных картинах с женщинами следовал их примеру. Картины Зандоменеги отличались декоративностью и стилизованностью, яркой палитрой и плотной фактурой, делающих их похожими на восточные ковры, что особенно проявилось в его изумительных натюрмортах с цветами и женскими силуэтами ("Пионы").
Доход от продаж картин был невелик, и Зандоменеги нашел работу в издательстве по подготовке иллюстраций для журналов. Приблизительно в это же время его работы показал в Соединенных Штатах искусствовед и галерист Поль Дюран-Рюель. С тех пор он пользовался большим успехом, и продолжал писать вплоть до его смерти в Париже в 1917 году.
Получив известность во Франции, художник еще многие годы после кончины не был признан у себя на родине.
Глава 1. Детство среди скульптур и боевая юность под знаменами Гарибальди.
Внук скульптора Луиджи Зандоменеги (1778. Колокьола - 1850, Венеция) и сын скульптора Пьетро Зандоменеги (1806. Венеция - 1866, там же), которые работали в классических традициях Антонио Кановы, родился в 1841 году в Венеции.
В возрасте 15 лет в 1856 году Федерико поступил в Академию художеств в Венеции.
Federico Zandomeneghi. La nipote 1857 г.
В 1859 году, с началом войны с Австро-Венгрией, юноша покинул Академию и бежал из Венеции на Сицилию, за что был объявлен дезертиром.
Федерико был сторонником Гарибальди, разделял его политические взгляды, в 1860 году участвовал в сражениях Рисорджименто, например, в знаменитом походе "тысячи Гаррибальди".
В 1862 году, стремясь воссоединиться со своей семьей в Венеции, Зандоменеги поехал на север Флоренции, но был взят в плен после пересечения реки По и заключен в тюрьму Ровиго.
Благодаря вмешательству его зятя, мужа сестры, который работал секретарем в префектуре финансов в Венеции, отец художника смог получить для сына условно-досрочное освобождение и привез его в Венецию.
Но несколько дней спустя, из-за своих политических убеждений и поддержки Гарибальди Зандоменеги вновь пришлось покинуть дом, и он переехал во Флоренцию.
Глава 2. "Маккьяйоли"
В 1862-1866 годах Федерико жил во Флоренции, где сблизился с кругом художников "Школы маккьяйоли" (итал. macchiaioli - от macchia - пятно). Это было объединение молодых художников, выступающих против академического стиля в живописи. Такое название группа получила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами.
Для произведений маккьяйоли характерны жизненная конкретность мотивов, лаконизм и как бы случайность композиции, свободное сочетание сочных цветовых и световых пятен, чёткий, иногда контурный рисунок.
Federico Zandomeneghi Portrait of M. Diego Martelli 1879 г.
Джованни Фаттори Автопортрет 1854 г. Галерея современного искусства, Флоренция
Сильвестро Лега Автопортрет 1861 г. Галерея Уффицы
Джованни Болдини Автопортрет в Монторсоли 1892 г.
Федерико был дружен с активными участниками группы - теоретиком группы, скульптором Адриано Чечони, художниками Джованни Фаттори, Джузеппе Аббати, Телемако Синьорини, Джованни Болдини, Сильвестро Лега, Орацио Боррани, Рафаэлло Сернези, составивших ядро этого художественно-выставочного объединения, во главе с критиком и искусствоведом Диего Мартелли.
Federico Zandomeneghi Влюбленные 1866 г.
Federico Zandomeneghi Paul de Kock 1869 г.
Известно, что в 1875 С. Лега вместе с О. Боррани, собиравшим работы "маккьяйоли", попытался создать во Флоренции на Пьяцца Санта Тринита галерею художников, но, оказавшись без финансовой поддержки государства, эта идея не была осуществлена.
Участие в группе "Маккьяйоли", однако, не оказало влияния на ранние работы Зандоменеги, которым присущ строгий веризм и социальный характер («Лодка в высохшем доке», 1869, Флоренция, Галерея современного искусства, «Нищие на ступенях монастыря Ара Коели в Риме», 1872, Милан).
Federico Zandomeneghi I poveri sui gradini dell'Aracoeli in Roma (Impressionni di Roma) 1872 г.
Federico Zandomeneghi Palazzo Pretorio 1865 г.
Federico Zandomeneghi Prima della processione 1865 г.
Определяющими жанрами в итальянском искусстве в 70—80-х гг. 19 века являлись городской пейзаж и бытовая живопись. Федерико присоединился к ним в живописи пейзажей на открытом воздухе – «пленэре» (en plein air), который был тогда инновационным подходом к работе. С 1861 по 1870 г. художники работали на пленэре в провинции Пьяджентина на берегу Арно.
В конце весны 1865, как утверждает критик Мартелли, появился один из первых шедевров художника "Чтение"(" La lettura"), на котором изображена жена Мартелли – Тереза.
Federico Zandomeneghi La lettrice (Teresa Martelli a Castiglioncello) 1865 г.
В 1866 Зандоменеги возвратился в Венецию, но часто выезжал во Флоренцию и в Рим. Он принимал участие в совместных выставках "маккьяйоли" в крупных итальянских городах до конца 1870-х, разделяя их эстетические взгляды.
Federico Zandomeneghi Lady in Red 1873 г.
Глава 3. В Париж! В Париж!
В возрасте 33 лет, в июне 1874 художник переезжает в Париж, где остается жить до самой смерти, подобно Джованни Болдини (1842—1931) и Джузеппе де Ниттису (1846—1884).
Здесь он вскоре присоединяется к движению импрессионизма, заводит знакомства с художниками, у которых только что состоялась их первая выставка-Салон в студии фотографа Надара.
Темы его произведений близки французским импрессионистам — жизнь города, элегантного светского общества, однако художнику удалось сохранить индивидуальность своей живописной манеры, не стать эпигоном импрессионистов.
Успех пришел к нему не сразу. Чтобы добывать скудные средства для проживания, художник некоторое время писал иллюстрации для модных журналов.
Зандоменеги снял номер в гостинице "Брюссель» на улице de Clichy и жил там, пока не смог снимать квартиру на улице de la Victoire, 45.
В 1878 году Федерико переехал в Пассаж de l'Elysée des Beaux Arts, 25 на Монмартре.
Оттуда он переехал в самое сердце Монмартра, на улицу Турлак, 7, где жили Тулуз-Лотрек со своим интимным другом Гаузи и натурщицей Марией – известной в будущем художницей Сюзан Валадон. В этом же доме жил великий Ренуар.
Анри Перрюшо в своей книге «Жизнь Ренуара» пишет:
Новая мастерская Ренуара была расположена у самого подножия Монмартрского холма в доме номер 7 по улице Турлак. Здесь его соседями были Тулуз-Лотрек и другой художник, приехавший сюда из Венеции, Федерико Зандоменеги, весьма странный человек. Он жаждал славы и, поскольку она заставляла себя ждать, все время бранил Францию и «неизменно дулся» на всех.
«Послушайте, Зандоменеги, – говорил ему Ренуар, – право, не моя вина, что Италия до сих пор не покорила Францию, и вы не можете торжественно вступить в Париж в костюме дожа и верхом на коне!»
В эти годы художник вел активную переписку со своим другом – критиком Диего Мартелли.
К концу 1870-х Федерико стал завсегдатаем кафе de la Nouvelle-Athènes на площади Пигаль на Монмартре, где встретился и подружился с Эдгаром Дега. Интересно, что оба художника, имевшие брюзгливый характер, нашли общий язык и стали на всю жизнь друзьями.
Federico Zandomeneghi Place Pigalle a Parigi (эскиз)
Federico Zandomeneghi Терасса 1896 г.
Federico Zandomeneghi В кафе 1884 г.
Federico Zandomeneghi Coppia al caffè 1885 г.
Ф. Зандоменеги Беседа
Ф.Зандоменеги Рыбалка на Сене
Именно Дега убедил Зандоменеги выставить свои работы на четвертой выставке импрессионистов в 1879 году. После этого Zandy (так его называли друзья во Франции) участвовал в выставках импрессионистов в 1880, 1881 и 1886 годах.
Известный критик Феликс Фенеон писал, что его "образы отличаются элегантностью, но лишены непосредственности и похожи на мыло".
Глава 4. По крутой лестнице к признанию
Благодаря поддержке коллекционера П. Дюран-Рюэля, которому Ф. Зандоменеги передал в 1893 исключительные права на свои работы, художник не испытывал материальных невзгод, постоянно выставлялся. Примерно в это же время Дюран-Рюэль организовал выставку работ Зандоменеги в Соединенных Штатах.
Поддержку художнику оказывали также К. Писсарро и Э. Дега.
Как и его близкий друг Эдгар Дега, Зандоменеги специализировался на изображении фигур в интерьере или пейзаже, впрочем его работы были более сентиментальны, чем у Дега. Он также восхищался работами Пьера-Огюста Ренуара и Мэри Кассетт, и его многие женские портреты написаны под влиянием этих живописцев.
Federico Zandomeneghi Il giubbetto blu (Buste de femme corsage bleu) 1884 г.
Federico Zandomeneghi Кухарка 1881 г.
Federico Zandomeneghi Письмо
Federico Zandomeneghi Fillette
Federico Zandomeneghi Матильда
Federico Zandomeneghi Portrait of a Young Beauty
Federico Zandomeneghi Busto
Его манера, действительно, близка Дега и Ренуару, что выражается в интересе к незначительным событиям современной жизни и к женским фигурам, изображенным остро и чувственно.
Может быть, в этом и кроется разгадка – почему художник не вошел в «импрессионистскую элиту». Наверняка, критики видели в его картинах «повторение» мэтров.
Но при этом импрессионизм Зандоменеги сохраняет черты своеобразия итальянской живописи и тогда, когда он правдиво и темпераментно передает уличную жизнь Парижа и когда пишет воды Сены. Он не ищут «передачи мгновенного», не «разлагает» цвет на тона спектра, его живопись является несколько более тяжелой и плотной, не переходит в вибрирующее мерцание радуги пленэристов Франции. В своих работах импрессионистического периода Зандоменеги остается, прежде всего, венецианцем - его пылающая палитра и стилизация роднят произведения художника с линейными ритмами и психологизмом раннего постимпрессионизма.
Federico Zandomeneghi Il risveglio (Femme qui s'étire) 1895 г.
Federico Zandomeneghi In bicicletta 1896 г.
Federico Zandomeneghi Tête de femme 1892 г.
Federico Zandomeneghi Парижанка (Прогулка) 1894 г.
Federico Zandomeneghi Signora con cappello 1895 г.
Federico Zandomeneghi Reverie 1897-1899 гг.
Federico Zandomeneghi Fanciulle all'aperto (A la campagne) 1899 г.
На протяжении всей жизни во Франции Зандоменеги скучал по родине (об этом свидетельствует его переписка с художниками -"маккьяйоли"), но Париж привлекал его, как и других итальянских художников, средоточием художественной жизни.
У себя на родине он оставался непонятым при жизни, зато после смерти, как часто и бывает, обрел славу.
Когда Диего Мартелли посетил Париж в 1878 году, он писал художнику Джованни Фаттори, что «работы Федерико принадлежат к новому виду живописи, концепция которой в Италии навряд ли будет понята».
Federico Zandomeneghi Portrait of Diego Martelli 1879 г.
В 1886 году Зандоменеги, будучи уже известным художником, пригласил свою мать и одну из сестер – Тонину, переехать в Париж, чтобы жить с ним.
Federico Zandomeneghi La madre 1880 г.
В 1888 Федерико попадает под влияние Жоржа Сёра и Поля Синьяка, основоположников неоимпрессионизма, теоретиков строгого разделения цветов. Это влияние четко проявляется в его пастели "La Roussotte".
В начале 1890-х художник серьезно занялся пастелью и вскоре стал одним из самых искусных мастеров в этой технике.
Federico Zandomeneghi Young Girl Reading
Federico Zandomeneghi Coquetterie
Federico Zandomeneghi Femme et enfant dans un square
Federico Zandomeneghi Languor
Federico Zandomeneghi Donna che si aggiusta la sottana
Federico Zandomeneghi A la fenêtre
В конце 1890х Зандоменеги обратился и к обнаженной натуре, ибо я не встретил в его галереях ню вплоть до 1896 года. Апофеозом этого жанра стала картина 1900 года. изображающая в современном варианте древнеримские вакханалии.
Federico Zandomeneghi Il paradiso terrestre 1900 г.
Federico Zandomeneghi Le Tub
Federico Zandomeneghi Le reveil 1896 г.
Federico Zandomeneghi Il bagno nel bosco 1896 г.
Federico Zandomeneghi Nude
"Уроки пленэра", полученные во Флоренции, не прошли даром. Зандоменеги, как и большинство импрессионистов, с удовольствием писал улочки Парижа, яркую природу пригородов, и эта любовь к пейзажам сохранялась у художника на протяжении всей его жизни. Удивительно, что скучающий по родине, Федерико не написал ни одного венецианского канала с гондолами или площади с монументальными соборами. Некоторые парижские городские виды "повторяют" подобные виды других любителей "импрессиона". Возможно, встречаясь в многочисленных кафешках, они устраивали "творческие состязания", договариваясь: "А давайте завтра все рисуем Мулен де ла Галетт"!!!"
Federico Zandomeneghi Le Moulin de la Galette 1878 г.
Federico Zandomeneghi Place d'Anvers, Paris 1880 г.
Federico Zandomeneghi Дорога
Federico Zandomeneghi Place Blanche, le matin 1911 г.
Federico Zandomeneghi Place du Tertre a Parigi 1880 г.
Federico Zandomeneghi Parc Monceau
Federico Zandomeneghi The Red Roof
Federico Zandomeneghi Casetta a Montmartre
Глава 5. Ах, вернисаж, ах, вернисаж...
В 1890-1900е годы Зандоменеги активно выставлялся.
В 1893 состоялась его выставка в галерее Дюран-Рюэля, после закрытия которой художник вместе с сестрой отправился отдохнуть в долину Chevreuse Valley.
Federico Zandomeneghi Il violoncellista 1879 г.
Federico Zandomeneghi Visita in camerino 1886 г.
Zandomeneghi Federico La Conversazione 1895 г.
Federico Zandomeneghi Nello studio del pittore (Dans l'atelier) 1896 г.
Federico Zandomeneghi In salotto (Entre amies) 1913 г.
В марте 1898 году Дюран-Рюэль устроил еще одну персональную выставку Зандоменеги в своей галерее.
В 1906 две работы художника были представлены в Милане на Международной выставке, но получили прохладный прием.
В октябре 1908 он выставляется в галерее Розенберга.
В декабре этого же года художник принимает участие в выставке «Человеческая комедия» (La Comédie Humaine), которая состоялась в галерее Жоржа Пети и в которой кроме Федерико приняли участие Форейн, Ван Донген и Жан-Франсуа Раффаелли.
Federico Zandomeneghi L'ultima occhiata
Federico Zandomeneghi Reading by a Windo
Federico Zandomeneghi Broderie
Federico Zandomeneghi Il mazzo di fiori 1894 г.
Federico Zandomeneghi Allo specchio
В 1914 в Венеции состоялась большая ретроспективная выставка его работ на Венецианском Биеннале, устроенная Витторио Пика и Анджело Соммаруга. Тем не менее, критики вновь прохладно отнеслись к его картинам, называя их "слишком современными".
Послесловие
Одна из картин Зандоменеги датирована 1917 годом.
Federico Zandomeneghi Hommage à Toulouse-Lautrec 1917 г.
31 декабря 1917 Зандоменеги был найден мертвым в своем доме в Париже. Это случилось через три месяца после смерти его друга Дега.
Похороны художника состоялись 2 января 1918 года, с художником пришли проститься узкий круг друзей и моделей. Похоронен Зандоменеги был на кладбище St. Ouen.
Его студия была демонтирована, а картины проданы с аукциона.
Картины Зандоменеги представлены в Галереях современного искусства Венеции, Флоренции и Милана, но чаще все-таки они находятся в частных коллекциях по всему миру.
Использован материал блога Дневник Парашутов
|