Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Архитектура античного Рима
|
|
|
Древнегреческое и древнеримское зодчество составляют два последовательных этапа развития античной архитектуры. При наличии ряда объединяющих признаков между ними наблюдается и целый ряд различии. Они проистекают, помимо социально-политических факторов, из несходства в масштабах строительства, использования в Греции и Риме своих особых строительных материалов и специфических конструкций. Общими являются некоторые композиционные приемы и принципы объемного решения и декоративно-пластические средства.
Рим расширил композиционные приемы, ввел новые строительные материалы и конструкции, в отношении же декоративно-пластических средств он в основном следовал за Древней Грецией. Главное, что объединяет Рим с Грецией, были ордера со всеми их элементами и деталями. Однако если декоративно-пластические формы и детали вырабатывались в Греции в том основном материале, из которого создавалось само здание. то в Риме этими деталями обогащался, обрабатывался лишь внешним облицовочный слой сооружении, прикрывавший основную конструкцию, создававшуюся совсем из других материалов (кирпич, римский бетон и др.). В этом огромная принципиальная разница между древнеримской и древнегреческой архитектурой.
В римском зодчестве облицовочный слой следовал основной строи тельной конструкции и, как правило, не создавал неверного, ложного представления о ней, однако уже само введение в архитектурную практику облицовочного слоя, прикрывающего основную статистически работающую конструкцию, порождало возможность возникновения известного расхождения или даже противоречий между ними.
Греция и Рим были резко отличающимися друг от друга политическими образованиями. Греция даже в период наивысшего расцвета своей культуры представляла конгломерат небольших городов-государств (ноли-сов). Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, охватывающей колоссальные территории, простиравшейся на тысячи километров и вобравшей в свои пределы весь бассейн Средиземного моря. Отсюда совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства.
Тематика сооружений в Риме значительно расширяется, здесь возводится колоссальное количество огромных зданий, преимущественно, как и в эпоху эллинизма, общественных. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой, по существу, кустарной техники стало невозможным. В Риме, в императорское время, разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, под воляющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
В истории архитектуры Рима следует выделить три периода — царский (VIII —VI вв. до Р. Х.), республиканский (V—1 вв. до Р. Х.) и императорский (I в. до Р. Х. — V в. Р. Х.). Преобладающее количество наиболее крупных, основных архитектурных памятников принадлежит императорскому Риму (I, II, III вв. Р. Х.). В последующее время — в IV и V веках римская архитектура подвергалась уже воздействию зодчества варварок и Востока.
Архитектурно-композиционные формы и их эволюция
Древний Рим явился наследником эллинской (греческой) и эллинистической культур. На формирование древнеримской архитектуры оказали определяющее воздействие два фактора: наличие местных - в основном этрусских традиции и воздействии греко-эллинического зодчества. Основное, что привнесли в архитектуру Рима Этруска это сводчатые конструкции, получившие здесь широчайшее распространение. От греков в Рим перешла архитравно балочная система и ордерное выражение. Греческие ордера дорический, ионическим и коринфский восприняты были [неразб.] и приобрели модификации ордера тосканский и сложный (композитный).
... До нас дошел знаменитый трактат римского архитектора Витрувия (начало I в. до Р.Х.), суммировавший теоретические Принципы зодчества. В нем изложены все основные строительные правила того времени, и частности, касающиеся построения ордеров.
В Эпоху Возрождения (XV XVI вв.), когда в архитектуре вновь широко начинают применять ордера, некоторыми — Киньолои, Палладио и другими разрабатываются «идеальные» пропорции, наиболее совершенные с их точки зрения системы построения колонн, антаблементов и их частей. Они были выведены как нечто среднее из обмеров самых значительных и характерных памятников древности.
Наиболее простую, удобную и логичную систему предложил архитектор Д.Г. Внньола. Она закрепилась в архитектуре последующего времени и используется для определения размеров ордерных элементов в на HI и дни.
Согласно Виньоле, за модуль (мерило) всех пяти ордеров принимается нижний радиус ствола колонны. Для определения высоты колонны следует отложить вверх — при построении тосканского ордера — четырнадцать модулей, дорического — шестнадцать, ионического — восемнадцать и коринфского, а также композитного (сложного) — двадцать. Из этого следует, что самым приземистым и тяжелым является тосканский ордер, а остальные последовательно делаются все более легкими и изящными.
Высоту антаблемента для всех пяти ордеров Виньола устанавливает в 1/4 высоты колонны (включая базу и канитель). В случае введения пьедестала (он применялся только римлянами), высота последнего должна составлять 1/3 высоты колонны.
Виньола дает точные соотношения для трех основных частей антаблемента (архитрава, фриза и карниза) и устанавливает правила для построения и прорисовки всех ордерных элементов. Сужение колоти, но вертикали должно быть осуществлено для тосканского ордера на 1/5 всех остальных на 1/6 нижнего диаметра (верхний диаметр ствола колонны соответственно должен составлять — для тосканского ордера 1/7, а для остальных четырех ордеров 1/8 нижнего диаметра). Виньола вводит правило для определения кривизны стволов колонн (так называемой курватуры). В пределах нижней трети высоты колонны ее ствол строится как цилиндр, а затем начинает слабо изгибаться в соответствии с правилами построения. То место, где этот изгиб начинается и возникает легкая припухлость, называется энтазисом.
Следует помнить, что цифровые показатели, выведенные Випьолой, не соответствуют ни одному из конкретных исторических сооружении, они способны лишь создать примерное, обобщенное представление о пропорциональном строе античных сооружений.
Помимо ордеров, в Симе возникла и применялась совершенно особая система, сочетающая два противоположных конструктивных принципа - балочной и сводчатой конструкции — так называемая ордерная аркада или иначе римская архитектурная ячейка.
Этрусская архитектура — предшественница собственно римской, известна но остаткам оборонительных стен городов со своими сводчатыми перемычками въездных ворот, по гробницам, реконструкциям храмов и т. д. Этрусками, на основе трансформации греческих образцов, был создан особый вид храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. I? храмах подобного рода появился новый, так называемый тосканский (этрусский) ордер, как результат переработки форм греческой дорической архитектуры. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, имел более тяжелые пропорции, базу, на его стволе отсутствовали каннелюры, фриз же был гладким, зофорным.
С этрусской традицией связан также специфический италийский тин жилого дома. композиционным центром которого являлся атриум — обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.
Значительная часть памятников, наиболее известных и ценных, сосредоточена в пределах города Рима. «Вечный» город, основанный в VIII веке до Р.Х., расположен на холмах, главными из которых являются Капитолий, Палатин и Квиринал. Именно здесь, между этими тремя холмами, в пределах болотистой котловины, возникла центральная римская площадь форум как место народных собраний и торговли. Форум в своих основных элементах сформировался к II веку до Р.Х. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами — административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы (ил. 28). На самой площади возвышалась ростра — трибуна для выступлений ораторов, оглашения правительственных указов.
Планировка площади и размещение примыкавших к ней зданий асимметричны. Но эта асимметрия не была результатом единого и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки пустующих участков. С северо-запада, со стороны самого высокого, хотя и небольшого но площади холма Капитолия, на вершине которого находился древний храм Юпитера Капитолийского, форум ограничивало здание Табуляриума — государственного архива, фасад которого представлял собой двухъярусную ордерную аркаду. Построенный в 80-х годах до Р.Х. Табуляриум является самым ранним из дошедших до нас сооружении, в которых была применена в сформировавшемся виде система римской архитектурной ячейки. Ниже Табуляриума, уже на границе форума, строятся в продолах императорского периода храмы Конкордии и Весцасиана.
На севере восточной стороне форума еще во II веке до Р.Х. была построена базилика консула Эмилия, рядом с ней здание сенатской курии. Противоположная сторон; площади занималась большой базиликой Юлии Цезаря (I и. до Р.Х.), справа и слепа от которой возникли храмы (Сатурна и Дноскуров.
Через территорию форума проходила Священная дорога, соединявшая Налатинский холм, на котором располагались дворцы цезарей. с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во втором половине I века до Р.Х. была сооружена однопролетная триумфальная арка императора Тита в честь взятия им Иерусалима. Далее, уже в пределах самого форума, в начале 111 века Р. Х. возникла арка императора Сснтимия Севера, имевшая три пролета (ил. 29). На площадке форума был в разное время установлен ряд памятников, колонн, скульптур.
Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями имело свою собственную эстетическую характеристику.
Но относительно небольшой форум Романум не мог в полной мере удовлетворить потребностей быстро растущего города (в начале 11 и. Р.Х. Рим имел около полутора миллионов жителей) и уже с середины 1 века до Р.Х. рядом, с северной стороны, в седловине между Квириналом и Капитолием, начинают возникать новые, дополнительные форумы, называемые императорскими, вытянувшиеся один за другим длинной цепочкой. Все эти форумы — их было построено пять — отличаются от республиканского форума прежде всего тем, что композиция каждого из них едина и все они имеют симметричную планировку.
Наиболее сложен и интересен по композиции пятый и самый крупный форум — императора Траяна, построенный в начале II века Р. Х. по проекту зодчего Аполлодора Дамасского, чье имя связано с рядом крупных сооружений этого времени. Форум Траяна состоял из нескольких элементов, размещенных по одной оси. Первым был большой перистильный двор, имевший квадратные очертания. В центре его стояла конная статуя императора. В глубине форум замыкался фасадом самой крупной в Риме базилики Ульиия (Траян был из рода Ульпиев). Подобно другим римским сооружениям этого рода, базилика Ульпия имела в плане прямоугольные очертания и представляла собой внутри единый объем, расчлененный на три нефа, не считая двух наружных галереи вдоль длинных фасадов — по одной с каждой стороны. Боковые нефы были двухъярусными, центральный же охватывал всю высоту здания. Нефы отделялись друг от друга колоннами, перекрытия были балочными; центральный неф перекрывался вместе со всем зданием бронзовыми стропильными фермами треугольной формы. Торцы базилики завершались полукруглыми залами экседрами, где происходили судебные разбирательства.
Поскольку базилика Ульпия была обращена к большому двору своей длинной стороной, се легко было пересечь насквозь, продвигаясь но основному направлению, совпадающему с осью форума. Оказавшись по другую сторону базилики, посетители попадали в пределы еще одного небольшого перистильного двора, слева и си рана от которого были два здания библиотек - греческой и латинской литературы. В центре двора стояла огромная колонна монумент, посвященный Траяну. Ствол колонн, высота которой достигала 38 метров, был обработан спиральной лентой с рельефными изображениями сцен из военных походов Траяна. За перистильным двором с колонной Траяна находился третий двор с храмом, посвященным ему же.
Все императорские форумы развивают основной планировочный принцип римско-эллинистической архитектуры систему дворовой композиции с осевой постановкой центрального сооружения. Она же распространилась и на многие другие римские сооружения.
В пределах старого римского форума и форумов императорского времени находилось большое количество храмов. Они различны но размерам, но своим формам и включению в окружающую архитектурную среду, но в них присутствовали те архитектурные стилевые особенности, которые позволяют сразу отличать древнеримские храмы от греческих. Все они поставлены не на стилобаты, а на подиумы — площадки типа пьедесталов, с лестницей только с передней стороны. В большей части храмов глубокие передние портики, Боковые фасады или прикрыты колоннадами, или же обработаны полуколоннами, таким образом храмы фактически являлись псевдопериптерами. Большинство их решено в коринфском ордере, столь любимом римлянами. Коринфский ордер мы находим в храме Диоскуров, в храме Венеры на форуме Цезаря и в других. В некоторых сооружениях этого рода применялся композитный ордер. Ионический и дорический ордера использовались в Риме все же в виде исключения.
Вершиной римской архитектуры времени ее расцвета являлся прославленный Пантеон — храм во имя всех богов, перестроенный Аноллоном Дамасским в 118—125 годах по Р.Х. из зала терм Агриппы (ил. 31).
Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре, ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. Пролет этот — максимальный в римском зодчестве, непревзойденный в последующие века. При первом же взгляде на сооружение поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем завершается мягко круглящимися очертаниями купола. И этот огромный сплошной массив кладки, лишенный каких бы то ни было проемов, служит фоном для глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.
Построенный по-римски, путем использования кирнично-бетонных конструкции, что только и позволило столь блестяще решить строительную задачу. Пантеон был отделан внутри полихромными мраморами в гамме охристо-коричневых тонов с частичным введением белого мрамора. Вследствие того, что сооружение на протяжении всего времени его существования не переставало выполнять функции храма, оно поддерживалось и сохранило почти всю свою внутреннюю отделку. В этом отношении Пантеон также является сооружением уникальным.
К основному центрическому объему храма примыкают ниши-лоджии, отделенные от зала коринфскими колоннами. Выше ордера проходит кольцевой аттик, и над ним начинается купол, скуфья которого покрыта пятью рядами квадратных кессонов. Дневной свет, проникающий в храм через круглый световой проем в зените купола. создает совершенно особое распределение света в пределах его внутренне! о пространства. Свет скользит по полированным поверхностям мрамора и рефлексирует, в легком сумраке тонут экседры.
Базилики, о которых выше шла речь, были наряду с храмами главным компонентом римских форумов. В базиликах свободные римляне проводили основную, деловую часть своего дня. Вторая его часть, связан пая с отдыхом, проходила в термах.
Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещении, связанных со спортом и гигиеной. Обычно термы называют банями, но это не было единственной их функцией. В термах находились помещения для занятии гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед и выступления ораторов. Термы достигали грандиозных размеров. Самыми крупными были термы императора Диоклетиана, вмещавшие до 3200 человек, и императора Каракаллы, вместимость которых составляла 1800 человек. Структура всех терм, их планы сходны. Вместе с тем каждое из сооружений имело свои отличительные особенности.
Термы Каракаллы представляли собой в плане огромный квадрат. Это была терраса, так называемая ксиста. поднятая над землей на высоту одного этажа. В центре ее стояло основное здание, прямоугольное в плане. На его центральной оси одно за другим размещались три главных помещения типа залов: большой прямоугольный бассейн с холодной водой - фригидарнум (не имевший перекрытия), центральный зал, вестибюль — тенидариум и, наконец, круглый бассейн с горячен подои, наполовину своего объема выступающий за пределы основных стен здания — кальдариум. Справа и слева от этих основных помещений находились другие залы, в том числе палестры, предназначавшиеся для занятий легкой атлетикой.
Но контуру ксисты располагалась непрерывная цепь помещений, частично индивидуальных ванн, частично залов для отдыха. Под ними, в первом этаже, на уровне земли, находились торговые помещения, вход в которые был возможен с улицы.
Основная территория ксисты между главным зданием и огибающими ее помещениями использовалась как сад—с газонами, цветниками, аллеями. В наиболее широком и просторной ее части, примыкавшей к заднему фасаду основного сооружения, планировался стадион, а перед ним - трибуны для зрителей.
Термы были связаны с потреблением огромного количества воды, поэтому сюда подводилось специальное ответвление водопровода — акведука. Подогрев ее производился котельными установками в подвалах под ксистои, где в тяжелых условиях, в полутьме и жаре работали рабы.
Римские термы, в том числе термы Каракаллы, представляли собой самые большие и сложные из римских сооружений — по их планам, конструкциям и архитектурно-декоратнвному убранству.
В декоративное оформление терм активно вводились скульптура, мозаика. Фрески не применялись из-за возможной сырости в здании.
Наиболее наряден был тепидариум, перекрытый тремя большими крестовыми сводами пролетом около 25 метров. Пятовые их части опирались на одинарные монолитные полированные гранитные колонны коринфского ордера. Своды покрывала мозаика, частично золотая. Полы в термах Пыли мраморными и мозаичными из белой и черной смальты с сюжетно-орнаментальными композициями.
Колоссальные двухсветные залы, перекрытые сводами, наполненные воздухом и светом, отделанные нолихромными мраморами и различными средствами декоративного порядка, производили большое впечатление на современников. Сопоставление интерьеров римских терм и греческих архитектурных сооружений позволяет почувствовать огромную разницу между этими двумя стадиями развития античной архитектуры.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Римские театры были сходны с греческими, они состояли также из трех элементов — театрона, орхестры, скены, но в отличие от греческих строились и на горизонтальных участках, подъем же театрона достигался применением так называемых субструкций опорных конструкции, состоявших из пилонов, соединяемых арками. Благодаря им создавался искусственный наклон мест для зрителей. Вторая отличительная особенность римских театров заключалась в конструктивном связи театрона и скены, которая сооружалась здесь не из дерева, а из прочных материалов — кирпича, бетона и каменной, частично мраморной облицовки.
Из сооружений этого типа, возведенных в пределах римской империи, следует назвать относительно хорошо сохранившийся театр в Аснеидосе (Малая Азия). Его сценический портал отличался декоративностью и насыщенностью архитектурно-скульнтурного убранства.
Специфически римскими сооружениями являлись амфитеатры. Самым крупным из них был прославленный амфитеатр Флавиев (Колизей) (ил. 30) в Риме. Как и другие сооружения этого рода, он использовался для театрализованных представлений — пантомим, боев гладиаторов, травли диких зверей. Колизей, построенный в 70-х — 90-х гг. по Р.Х., находится в центре Рима, на небольшом расстоянии от форума Романум.
Колизей представляет собой огромную чашу, овальную в плане. Находящаяся в центре арена окружена со всех сторон поднимающимися вверх местами для зрителей, число их составляло 56 тысяч. Трибуны для зрителей поддерживаются, как и в театрах, многоярусными кирпично-бетонными субструкциями. В основе системы субструкций — радиальные стенки, соединяемые в пределах каждого этажа сводами. Сообщение но горизонтали во всех четырех ярусах производилось но кольцевым коридорам. Эта простая и четкая конструктивная и плановая структура выявлена на фасадах поярусным расположением римских архитектурных ячеек. В аркадах первого яруса применен тосканский ордер, во втором ярусе — ионический, и в третьем — коринфский. Четвертый ярус решен в виде высокой и глухой стенки — аттика, оформленной пилястрами коринфского ордера. Наружная облицовка здания была осуществлена из известняка — травертина, им же были одеты внутренние пилоны и своды, места же для зрителей облицованы мрамором.
В Риме и его провинциях были возведены сотни мемориальных сооружении триумфальных арок. В пределах города Рима сохранились три названные выше арки: Тита, Сентимия Севера - на форуме Романум. и трехпролетная арка императора Константина, рядом с Колизеем, начала IV века до Р.Х. одно из самых поздних сооружении античного Рима. К декоративном убранстве этой арки, построенной в период начавшегося разложения римской культуры, было использовано много разнородных скульптурных частей из более ранних построен.
Особую группу римских памятников составляют инженерные сооружения: водонроводы-акведуки, мосты, дороги. Наиболее впечатляющи первые из них. Акведуки подводили воду к Риму на расстояния в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады - одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной, как в известном акведуке, носящем название Гардский мост, на юге Франции. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.
Римская архитектура создала большое количество прекрасных каменных арочных мостов, некоторые из них до сих нор используются но прямому назначению, в том числе в центральной части Рима.
Представляет особый интерес римская архитектура восточных провинций, которые переживали во II—III веках Р.Х. экономический и политический подъем. Именно в это время здесь возникают крупные архитектурные комплексы. Одним из самых значительных является город Пальмира в Сирии. Он был спланирован па основе прямоугольно-прямолинейной системы, возникшей из обычной разбивки территории римских военных лагерей, в то же время система эта была связана со строго геометричной планировкой эллинистических городов. Пальмира приобрела особую известность своими колонными портикамистоями, которые тянулись вдоль крестообразно расположенных центральных улиц. Грандиозные коринфские колоннады завершались входными воротами в виде триумфальной арки с лучковыми фронтонами. Колоннады Пальмиры придали названию этого города нарицательный смысл.
Интерьер и предметы внутреннего убранства
Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Они хорошо сохранились, в частности, в Помпеях. Сооружения этого типа строились на основе единой схемы: атриум — центр официальной половины жилого дома, далее — перистильный двор, являвшийся центром жизни семьи. Атриум — крытый двор с прямоугольным отверстием в кровле — является чисто италийским элементом, появившимся еще у этрусков. Перистиль связан с эллинистической традицией. План домуса строился следующим образом — на основной оси последовательно размещались: вход - атриум — таблиц пум (помещение, часто украшаемое фресками, отсюда его название), далее перистильный двор и, наконец, триклиниум — трапезная, место собрания членов семьи. И атриум, и перистиль окружались дополнительными помещениями, Эта структура перенесена была и на дворцовые сооружения.
Интерьеры многих римских жилых домов — примером служат дома Помпеи — оформлялись росписями. Фрески покрывали стены атриумов, таблиниумов и перистилей. Росписи осуществлялись красками, в состав которых вводился воск, с последующей их полировкой. Фрески покрывали нею поверхность стены. Последняя делилась лепными тягами на цокольную часть, основное поле и антаблемент, из которого выполнялся часто лишь карниз. В горизонтальном направлении основное поле стены также рассекалось на участки, нередко разграничиваемые колонками (ил. 36).
Выделяются обычно четыре стиля римских (их нередко называют номпеискими) росписей. Первый — инкрустационный — строился на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых, желтоватых, зеленоватых и белых блоков. Этот стиль существовал до I века до Р.Х. Его сменил другой — перспективный, смысл которого — иллюзорными средствами создавать систему членения стен, причем основные поля заполнялись большими картинами с изображениями портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Росписи зрительно расширяли пространство помещений (помнейский дом Фанния Синистора). Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами.
В конце I века до Р.Х. второй стиль сменяется третьим — канделяберным, который строился на принципе подчеркивания поверхности стены, но с декорацией в виде тонко нарисованных орнаментальных мотивов с изображениями колонн, напоминающих канделябры, гирлянд, трельяжей. В центре отдельных участков стен помещались небольшие панно мифологического содержания. В третьей четверти I века по Р. Х. до 79 года г. Р.Х., вплоть до разрушения Помпеи, существовал четвертый стиль — «перспективно-орнаментальный», отличавшийся усложненностью живописных композиций, совмещением различных планов и перспективных точек зрения.
Во многих монументальных сооружениях Рима украшались своды — чаще всего кессонами квадратной, восьмигранной, ромбовидной или круглой формы с розетками в центре. Кессоны в крупных сооружениях выполнялись средствами основной кирпично-бетонной конструкции, а в небольших — в виде стуковой декорации.
Широко применялись для декорировки помещений мозаики. Из нее набирались полы, причем иногда создавались большие и очень декоративные композиции тематического содержания (примером могут служить уже названные нами термы).
Во дворцах, базиликах, термах оформление выполнялось в основном не росписями, а сочетанием белого и полихромных мраморов; в убранстве применялась также позолоченная бронза. Большую роль играла монументальная скульптура.
Мебель в римских домах имела по своим формам прямую связь с греческой и эллинистической. Материалы были те же — дерево, бронза и мрамор. В отличие от греческой мебели, римская была более многообразной, сложной по формам, более насыщенной по декоративному оформлению. Деревянная мебель из кедра, туи, оливы, клена, ясеня нередко украшалась резьбой, инкрустацией из дерева, фаянса, черепахи, слоновой кости, металлов.
В креслах и столах иногда делались вместо обычных ножек сплошные боковины, оформлявшиеся волютообразными формами, лапами зверей или изображениями грифонов. Распространены были, так же как в Греции, наряду с прямоугольными круглые столы на трех ножках. Позже появляется столик на одной ножке. Специфически римскими были складные стулья. Кровати-ложа особенно походили на греческие, на них не только спали, но и возлежали во время трапезы. В позднее время вводятся шкафы — с полками, увенчиваемые треугольными фронтонами.
В быту римляне широко пользовались различного рода канделябрами, треножниками, светильниками. Все эти предметы меблировки оказали позже, в эпоху Возрождения и особенно в период классицизма, огромное влияние на формирование художественного — антикизирующего стиля.
В интерьеры жилых домов вводились яркие декоративные драпировки и занавеси, в частности над кроватями, и покрывала, которыми последние застилались. Для этого использовались различные богатые ткани, в частности восточного происхождения. Один из древних писателей применяет для описания этих тканей различные эпитеты — «сверкающие», «богатые», «пурпурные», «темно-зеленые», «тканные золотом» и другие.
Орнамент Древнего Рима генетически связан с греческим. Римляне в период империи широко заимствовали образцы греческого искусства, во множестве вывозили из Греции скульптуры, даже части архитектурных сооружении, предметы меблировки и быта.
Важное отличие римской декорировки — большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. В связи с этим надо вновь подчеркнуть преимущественное использование римлянами коринфского и композитного ордеров и главного мотива последних — аканта. Применяя различные орнаментальные мотивы, в том числе акант, они создавали самые различные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.
Архитектура Древней Греции и архитектура Древнего Рима с их совершенными монументальными сооружениями, столь различными композиционно и пластически, послужили прочным основанием для последующего развития мировой архитектуры. Несмотря на всю специфику стилистических форм и мотивов, ордерное начало и многие декоративные элементы античности, порой нередко в сильно измененном виде, были восприняты зодчими ряда последующих эпох. В опосредованном виде воздействие Рима передалось через Византию на Восток. В Европе же в средние века его наследие было предано забвению, но через тысячелетие вновь обратило на себя всеобщее внимание и во многом определило новый расцвет архитектуры, но в иных композиционных формах (Возрождение и классицизм).
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Архитектура античного Рима // Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. С. 40-51.
|