География Италии
Города
Области
Природа и климат

История Италии
Древний мир
Средние века
Возрождение
Новое время

История культуры
Культура и философия
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Образование

Италия ХХ-XXI век
Политическое устройство
Италия в I - II мировых войнах
История послевоенной Италии
Экономика Италии
Мафия Италии
Менталитет итальянцев
Кино Италии
Кино об Италии
Кухня Италии

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

З.П. Яхимович. Итальянское государство и общество: модернизация и внешняя политика

СОДЕРЖАНИЕ

Внутренняя и внешняя политика «Правой» (1861—1876)

«Парламентская революция» 1876 г. «Левая» и ее политика

Авторитарный и имперский курс Ф. Криспи (1887—1891, 1893-1896)

Политический кризис конца XIX — начала XX в

Программа «прогрессивного либерализма» и «здоровой демократии» в действии

Внешняя политика Италии в начале XX в

Кризис и крушение «либеральной эры» (1911—1914)

Полвека от возникновения в 1861 г. Итальянского королевства до вступления его в 1915 г. в Первую мировую войну характеризовались серьезными переменами во всех сферах жизни — экономической, политической, социальной и духовной. Они изменили облик страны, всех классов и социальных слоев итальянского общества, а также позиции и роль нового государства на мировой арене.

Завершение Рисорджименто (так называли процесс объединения Италии) стало мощным катализатором складывания итальянской нации, формирования национального рынка и единой системы экономики. В рамках конституционно-парламентского строя в Итальянском королевстве был реализован политический и социальный компромисс монархии, крупных помещиков-землевладельцев и знатных дворянских родов с буржуазией, позиции которой в этом блоке неуклонно возрастали. Объединение Италии ускорило развитие в ней капитализма и превращение ее из аграрной в аграрно-индустриальную страну с развитой фабрично-заводской промышленностью и банковской системой.

Государственный строй Италии в последней трети XIX — начале XX столетия. Создание Итальянского королевства в 1861 г. явилось важным этапом растянувшихся почти на столетие битв за национальную независимость и объединение страны. Однако потребовалось еще почти десять лет для завершения Рисорджименто. В 1866 г. в ходе австро-прусской войны Италия, выступив на стороне Пруссии, обрела Венецианскую область — последний форпост австрийского влияния на Апеннинском полуострове. В 1870 г., когда из-за франко-германской войны ослабло давление европейских держав на итальянские дела, осуществилась мечта патриотов Италии — были освобождены Папская область и Рим от светской власти папы Пия IX. Они были присоединены к Итальянскому королевству, и в Рим была перенесена его столица.

Поскольку на завершающем этапе Рисорджименто умеренно-либеральным кругам удалось взять верх над демократическими и республиканскими силами, объединение Италии произошло вокруг Пьемонта и правившей там Савойской династии, а король Пьемонта Виктор Эммануил II стал итальянским королем. Он сохранял широкие властные полномочия: определял состав и курс правительства, осуществлял руководство вооруженными силами, внешней политикой. Вокруг короля и королевского клана группировалась «партия двора», куда входили представители знатных дворянских родов, высшее офицерство и видные сановники, склонявшиеся к сохранению прежних монархических устоев. Однако власть короля была ограничена Конституцией — Статутом, действовавшим с 1848 г. в Пьемонте, а с 1861 г. — во всем королевстве. В Италии признавались такие важные гражданские права и свободы, как неприкосновенность личности и жилища, частной собственности, свобода печати, собраний, ассоциаций. Упразднялся ряд сословных привилегий.

Согласно Статуту в стране функционировал двухпалатный парламент. Члены верхней палаты парламента — сената — назначались королем пожизненно; в нем были широко представлены знать, генералитет, чиновничество, духовенство, видные деятели культуры. Нижняя палата — палата депутатов — была выборной. На первых порах вес и авторитет парламента были невелики, но он способствовал консолидации политических сил и формированию политических партий.

Важная роль в стране принадлежала католической церкви и ее всемирному центру — папству. В 1871 г. в Италии был принят закон «О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви». Особа папы объявлялась священной и неприкосновенной. Ему предоставлялась полная свобода в осуществлении духовных функций, в интерпретации религиозных вопросов, признавалось право на дипломатические отношения с другими государствами. Владения папы были ограничены Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме и загородной виллой (в 1929 г. получили название государства Ватикан). Но это не исключило острейшей конфронтации между государством и Ватиканом. Папа Пий IX отказался признать светскую власть Савойской монархии, наложив запрет на участие католиков в политической жизни страны («поп expedit»), в том числе в парламентских выборах, и объявил себя узником Ватикана. Это способствовало сохранению антигосударственных настроений в широких слоях католиков и подогревало антиклерикальные воззрения в правящих либерально-конституционных кругах и в демократических организациях. На почве антиклерикализма возросла роль масонских организаций в политической жизни страны.

Внутренняя и внешняя политика «Правой» (1861—1876)

Первые полтора десятилетия существования единого королевства у власти находились умеренно-либеральные круги — так называемая «Правая», выражавшая интересы обуржуазившегося дворянства, а также богатой торгово-финансовой и промышленной буржуазии более развитого в экономическом отношении Севера (Пьемонт, Ломбардия). На плечи сменявших друг друга правительств «Правой» (десять за 1861 —1876 гг.) легло решение гигантской задачи — унификация административной, финансово-кредитной, налоговой, судебной систем и иных сфер государственной деятельности, обеспечение единства весьма неоднородных по уровню социально-экономического развития, политическим традициям и историческому опыту регионов страны, еще недавно бывших отдельными государствами.

Особое внимание деятели «Правой» и стоявшие за ними силы уделяли социально-экономической политике, с тем чтобы ускорить складывание единого национального рынка и ликвидировать барьеры между различными провинциями и регионами. Решающее значение имели введение единой денежной системы и системы мер и весов, ликвидация таможенных перегородок внутри королевства и установление единых таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемые товары. Был создан Национальный банк с преимущественным правом денежной эмиссии и управлением государственным долгом и займами. Строительство железных и шоссейных дорог, портов, телеграфных линий способствовало индустриализации страны, а вместе с тем расширению и укреплению позиций предпринимателей и банкиров, развитию рыночных отношений. Вместе с тем ускорилось разорение и обнищание широких слоев крестьян и ремесленников, усилилась эксплуатация растущего числа наемных рабочих.

Следствием стало углубление и обострение социальных противоречий. Умеренно-либеральные круги уклонились от решения вопроса о земле и ликвидации феодальных устоев, делавших бесправными основную массу населения — крестьянство. В Италии, особенно в ее южной и островной части, прежде всего в Сицилии, сохранилось крупное помещичье землевладение в виде латифундий, нередко насчитывавших десятки тысяч гектаров земли. В них широко использовался труд колонов-испольщиков, поденных рабочих-батраков, малоземельных крестьян-арендаторов. Систематическое недоедание (основным продуктом питания была кукурузная лепешка или похлебка при почти полном отсутствии в рационе мясных и молочных продуктов) и непосильный изнурительный труд от зари до зари осложнялись зачастую нехваткой доброкачественной питьевой воды. Бедствием страны оставались болезни — пеллагра, малярия, кишечные заболевания, особенно в болотистых местностях Южной и Центральной Италии.

Конфискация и распродажа части церковных и монастырских, а также общинных земель удовлетворили лишь часть купивших их крестьян, тогда как большинство сельского населения не получило ничего. Сохранение крупного помещичьего землевладения и докапиталистических отношений, особенно в южной и островной Италии, затрудняло развитие товарно-денежных отношений и повышение эффективности сельского хозяйства. Исключением были Пьемонт, Ломбардия, а также некоторые провинции Центральной Италии, где в сельском хозяйстве преобладали капиталистические отношения. Это различие между развитым Севером и отсталым Югом породило «южный вопрос». В своей основе этот вопрос был аграрным, но питал бандитизм и сепаратизм. Юг надолго стал источником социальной напряженности и массовой эмиграции.

На протяжении почти полутора десятилетий властям пришлось вести вооруженную борьбу с неповиновением жителей бывшего Неаполитанского королевства.

В основу внешнеполитического курса Италии «Правая» положила лозунг «собирания сил» и превращения страны в фактор порядка, свободы и мира в Европе. Особые дипломатические усилия правящих кругов были направлены на международное признание итогов Рисорджименто и предотвращение опасного для судеб Италии альянса Ватикана с консервативно-клерикальными силами Австро-Венгрии, Франции и других европейских государств.

Правительство «Правой» проводило политику «открытых дверей», отказавшись от характерной для прежних итальянских государств политики протекционизма. Это имело неоднозначные последствия, особенно для Юга страны.

Не обошла Италию и колониальная лихорадка. При поддержке правительства деловые круги, прежде всего владельцы пароходной компании Рубаттино, основали колонию Ассам на побережье Красного моря, ставшую форпостом их колониальной экспансии в Африке.

«Парламентская революция» 1876 г. «Левая» и ее политика

.

Узость массовой базы нового государства и глубина разрыва между верхами и низами общества рано стали осознаваться наиболее дальновидными политическими деятелями. В 1874 г. один из идеологов либерализма Ф. Де Санктис призвал правящие круги стать на путь реформ и демократизации. Он видел серьезный порок государственного устройства Италии в том, что Статут «в значительной степени остался на бумаге; он не понят и не претворяется в жизнь с искренностью и справедливостью, в духе равенства; свобода есть, но она не вошла еще в наши обычаи». Многие деятели, участвовавшие в борьбе за объединение страны, с болью осознавали нищету населения и отсталость Италии от более продвинувшихся по пути экономического и социального развития стран Европы. Это способствовало сплочению в 70-х годах более прогрессивной части либералов и умеренных демократов, признавших конституционно-монархическую форму правления, в блок, названный «Левой». Его программа включала встречавшие сочувствие и поддержку в стране требования избирательной, налоговой, административной реформ, оздоровления финансов, в особенности устранения гигантского дефицита бюджета и государственного долга, совершенствования системы образования и здравоохранения и т. п.

Конфликт между «Правой» и «Левой» разрешился в 1876 г. «парламентской революцией» — поражением «Правой» на очередных парламентских выборах.

Создание правительства «Левой» пробудило надежды населения на перемены к лучшему. Повсеместно проходили демонстрации с одобрением программы реформ, требованием введения всеобщего избирательного права. Вопреки противодействию консервативных сил формировавшиеся «Левой» правительства шаг за шагом реализовали часть своих обещаний. Были изданы законы о начальной государственной школе, вводился институт гражданского брака — меры, вызвавшие крайнее раздражение клерикальных кругов. В 1880 г. был ликвидирован ненавистный крестьянам налог на помол зерна. После долгих дискуссий в 1882 г. был принят новый избирательный закон. Он предусматривал снижение имущественного и возрастного ценза. В результате расширился круг избирателей (от 2 до 7% взрослого населения), и в парламенте увеличилось число защитников интересов предпринимателей и других слоев городского населения.

В период правления «Левой» был осуществлен поворот от политики фритредерства к протекционизму. В интересах аграриев были введены высокие пошлины на зерно, ввозимое из-за границы, что повлекло повышение цен на хлеб в городах и сельской местности. Правительство покровительствовало предпринимателям сахарной, металлургической, машиностроительной, а также текстильной промышленности и строительству железных дорог.

Деятели «Левой» придавали большое значение внешней политике, в частности колониальным захватам и активному участию Италии в решении европейских и средиземноморских проблем. Важную роль сыграло подписание в 1882 г. договора с Германией и Австро-Венгрией, получившего название Тройственного союза (см. главу 17). Опасаясь дипломатической изоляции, правительство пошло на крайне непопулярный в Италии союз с Австро-Венгрией, который был навязан Риму Бисмарком в качестве непременного условия итало-германского сближения. Вместе с тем Италия активизировала колониальную политику в Северо-Восточной Африке. С этой целью была использована колония Ассам, ставшая базой дальнейших приобретений. В 1885 г. с согласия Англии итальянские экспедиционные силы оккупировали Массауа. Началось проникновение в пограничные с Ассамом и Массауа территории Сомали и Эфиопии, потребовавшее немало средств и человеческих жизней.

Политика «Левой» способствовала индустриализации Италии, а вместе с тем и углублению социально-политических противоречий.

Наряду со стихийными волнениями разорявшихся крестьян, особенно в южных районах страны, характерной чертой общественного развития становились выступления наемных рабочих, число которых увеличилось до 4 млн, а положение оставалось тяжелым: оплата их труда была одной из самых низких в Европе; трудового законодательства и социального страхования еще не существовало.

Политикой «Левой» были недовольны широкие слои городского и сельского населения, интересы которых она игнорировала или даже попирала. Это недовольство использовали светские и католические деятели для формирования и активизации оппозиционных сил различной ориентации.

В появившихся тогда рабочих организациях, в крестьянских союзах и кооперативах имелись различные течения. Одни стремились к укреплению чисто рабочих организаций для экономической борьбы — «операисты». Другие пытались увлечь бедноту идеями Бакунина — анархисты. Активизировались и сторонники марксизма — Антонио Лабриола, Ф. Турати и др.

Среди широких слоев населения все более популярными становились республиканцы и радикалы. Подобно социалистам, они, резко критикуя внутреннюю и внешнюю политику «Правой» и «Левой», придавали большое значение борьбе за республиканский строй, ратовали за всеобщее избирательное право, социальные реформы, выступали против милитаризма и колониализма.

Авторитарный и имперский курс Ф. Криспи (1887—1891, 1893-1896)

Недовольство населения политикой правительства усилилось, когда в 1887 г. разразился экономический кризис, осложненный затяжным мировым аграрным кризисом. Непрекращавшиеся антиавстрийские выступления, особенно на Севере, угрожали союзу Италии с империей Габсбургов. Из-за таможенных тарифов и африканских проблем осложнились ее отношения с Францией.

Внутри «Левой» обострилась борьба между различными течениями и группировками. Падал престиж парламента, в чем немалую роль играла политика трансформизма — подкупа депутатов оппозиции, манипулирования их голосами, а также вмешательства исполнительной власти в ход выборов. Все это благоприятствовало возвышению Ф. Криспи, который вплоть до ухода с политической арены в 1896 г. претендовал на роль выразителя интересов нации, утверждая авторитарные методы правления.

Уроженец Сицилии, видный деятель Рисорджименто и ближайший сподвижник Гарибальди, Криспи, критикуя правительство за безволие и пренебрежение национальными интересами, ратовал за укрепление государства, создание сильных армии и флота. Он выдвигал планы превращения Италии в великую средиземноморскую и африканскую империю, утверждая, что это «единственное средство преодолеть изначальную итальянскую отсталость, заставить забыть подчинение бонапартистской Франции и поддержать веру в идеалы героических дней Рисорджименто». Вместе с тем он обещал децентрализацию власти, уменьшение налогового бремени и решение насущных социальных проблем. Это обеспечило ему поддержку разнородных политических сил — от «партии двора» и генералитета до части либералов и демократов.

Возглавив в 1887 г. правительство, Ф. Криспи сам руководил министерством внутренних дел, а некоторое время и министерством иностранных дел. По его инициативе важные вопросы решались правительством без одобрения парламента. Он добился принятия парламентом нового уголовного кодекса и закона об общественной безопасности, которые ужесточали наказания за участие в забастовках, предусматривали меры против политически неблагонадежных лиц и оппозиционной печати. Ф. Криспи стал инициатором мер, по сути направленных против гражданских и политических свобод, предусмотренных Статутом.

Резкое осложнение обстановки в стране и сопротивление в парламенте вынудили Криспи в 1891 г. уйти в отставку. Председателем совета министров (май 1891 — ноябрь 1893 г.) стал Д. Джолитти — противник Криспи и глашатай «прогрессивного либерализма» — курса социальных и политических реформ. Он столкнулся с упорным противодействием консервативных сил. Но в отставку его вынудила уйти «Итальянская Панама» — гигантский скандал, связанный с разоблачением крупных махинаций «Римского банка» и других банковских институтов и причастностью к ним правительственных кругов и парламентариев. Этот скандал похоронил на время далеко идущие планы реформирования страны, вынашивавшиеся Джолитти, и вызвал кризис либерализма.

Серьезным испытанием итальянского государства и общества стали события 1892—1894 гг. в Сицилии, вошедшие в историю под названием «Движения фаши». В 1892—1894гг. Сицилию охватили забастовки и манифестации батраков, исполыциков, крестьян. Они отказывались от уплаты налогов, штурмовали муниципалитеты, помещичьи усадьбы, налоговые управления. Одновременно происходили выступления городских низов в Мессине, Палермо и других городах. Во главе встали Союзы трудящихся — «фаши». Воззрения участников движения были неопределенны. Красные знамена манифестантов соседствовали с портретами короля и изображениями Богоматери. Но главное было ясно: «фаши» требовали хлеба, работы, снижения арендной платы и повышения оплаты труда, раздела помещичьих земель. В 1893г. «фаши» объединились в Сицилийскую социалистическую федерацию.

Волнения в Сицилии совпали с оформлением в стране партий демократической и социалистической ориентации и активизацией их деятельности. В 1892 г. состоялся учредительный съезд Социалистической партии итальянских трудящихся (с 1895 г. — Итальянской социалистической партии). В апреле 1895 г. благодаря объединению различных течений республиканского толка в Милане была создана Итальянская республиканская партия, отстаивавшая помимо республиканской формы правления целый ряд требований демократического и социального характера. Умеренная часть наследников мадзинизма и гарибальдизма объединилась в радикальную партию, хотя многие ее требования были идентичны республиканским.

В 1893 г. правительство вновь возглавил Криспи, располагавший поддержкой короля Умберто I, генералитета, поборников колониализма и силовых методов. Ф. Криспи направил в Сицилию войска и ввел там осадное положение. «Фаши» были распущены. Около 2 тыс. их активных членов были арестованы, оказались под надзором полиции, а видные руководители движения Де Феличе и Боско были приговорены судом к длительному тюремному заключению. Опираясь на закон о чрезвычайных мерах по охране общественного порядка, правительство Криспи запретило Социалистическую партию итальянских трудящихся и ее печатный орган «Классовая борьба», а также другие рабочие и социалистические организации, отдало под суд видных демократов и социалистов.

Сторонники политики Криспи в 1895 г. добились успеха на досрочных парламентских выборах. Но его погубила авантюристическая внешняя политика.

В европейских и балканских делах Криспи был союзником Германии. В соответствии с военной конвенцией, подписанной Италией с Германией и Австро-Венгрией еще в 1888 г., в случае войны союзников одновременно против Франции и России Италия обязывалась оказать им военную помощь, прежде всего против Франции. Эта конвенция, а также соперничество в торговле и предвзятость Криспи, склонного видеть французские козни во всех своих неудачах, обострили отношения Италии с Францией. Французские правящие круги не желали признавать итальянские претензии в Африке, на Балканах и Ближнем Востоке.

Кроме того, начав с обретения колоний на побережье Красного моря, Италия по мере продвижения в глубь материка, с одной стороны, приходила в опасное соприкосновение с английскими колониальными владениями и сферами влияния в Египте и Судане, а с другой — втягивалась в конфликт с Эфиопией и ее вассальными владениями. Действия итальянских экспедиционных сил дополнялись сложными дипломатическими маневрами и прямым подкупом местных владетельных князьков и вождей. Поддержав правителя одной из пограничных провинций Эфиопии против императора Эфиопии, Италия заключила с ним в 1889 г. Уччалльский мирный договор.

Но продвижение итальянских вооруженных сил внутрь Эфиопии в 1895—1896 гг. привело Италию к столкновению с основными силами этой страны, превосходившими итальянские войска численно и успешно применявшими партизанскую тактику. Действия экспедиционного корпуса осложнялись соперничеством внутри его командования, противоречивыми указаниями из Рима, а главное — усиливавшимся в итальянском обществе недовольством войной, финансовыми и человеческими жертвами. Немалый резонанс в стране получил призыв социалиста А. Косты: «Ни гроша, ни солдата для войны в Африке!»

1 марта 1896 г. 17-тысячный итальянский корпус в кровопролитном сражении со 100-тысячной армией императора Менелика был разгромлен. Едва известие об этой катастрофе достигло страны, повсеместно прокатились антиправительственные выступления и манифестации. 5 марта на чрезвычайном заседании парламента, здание которого было осаждено негодующими манифестантами, отставка Криспи была принята королем и восторженно встречена депутатами, даже прежними сторонниками всесильного диктатора. Политическая карьера Криспи бесславно завершилась, в 1902 г. он умер.

Политический кризис конца XIX — начала XX в

Возмущение населения колониальной авантюрой разрушило достигнутую репрессиями хрупкую стабильность, выявив глубину политического и социального кризиса.

Преемником Криспи стал деятель «Правой» маркиз ди А. Рудини, которого сменил генерал Л. Пеллу, обладавший либеральной репутацией и вместе с тем широкими связями в консервативно-монархических кругах. С Эфиопией был заключен мирный договор, по которому Италия отказывалась от своих притязаний и выплачивала ей крупную контрибуцию, — факт, не имевший аналогов в истории колониальных войн. Было принято решение сохранить колониальные приобретения на побережье Красного моря, но отказаться на время от дальнейшего их расширения. Тем не менее в дипломатических и военных кругах продолжали вынашиваться планы аннексии — на этот раз Триполитании и Киренаики (турецкие владения на севере Африки, между Египтом и Тунисом). Были приняты меры по нормализации итало-французских, англо-итальянских и итало-российских отношений. Но добиться политической стабильности внутри страны оказалось гораздо труднее.

В 1897—1898 гг. дороговизна и острая нехватка продовольствия из-за неурожая и высоких таможенных пошлин вызвали голодные бунты, достигшие апогея в апреле 1898 г. Отчаявшиеся толпы людей захватывали хлебные магазины, склады с зерном, громили муниципалитеты и налоговые учреждения. Бастовали рабочие, добиваясь повышения заработной платы и улучшения условий труда. Народные выступления были подавлены с помощью полиции и войск.

Трагические события произошли в Милане 3—8 мая 1898 г. («пять дней Милана»). Войсками была расстреляна рабочая демонстрация. Трудящиеся ответили баррикадами. Тогда озверевшие каратели учинили расправу над жителями города, не щадя ни стариков, ни детей. В Милане, Флоренции, Неаполе было введено осадное положение, проводились массовые аресты и судебные процессы. Власти вновь запретили Социалистическую партию и демократические организации. Репрессии затронули также католические союзы и средства печати. В 1897 г. С. Соннино выступил с программой пересмотра парламентских и конституционных порядков в пользу монархии.

В парламенте «Крайняя левая» — социалисты, радикалы и республиканцы — ответила на действия правительства обструкцией. Попытки правящих кругов сломить оппозицию с помощью роспуска парламента и новых выборов не дали результатов. И в 1897, и в 1900гг. оппозиционным силам — «Крайней левой» и «конституционной оппозиции», представлявшей леволиберальные круги, — удалось сохранить и даже отчасти упрочить свои позиции.

Отставка последователей репрессивной политики Криспи была ускорена событиями 1900—1901 гг. 29 июля 1900 г. анархистом был убит король Умберто I. Новый король, Виктор Эммануил III, вступив на престол, заявил о намерении сохранить в неприкосновенности исторические завоевания Рисорджименто — единство страны и свободы. Он был вынужден пойти на уступки оппозиции под давлением массовых выступлений, в частности забастовки рабочих Генуи. Вскоре король вверил правительство лидерам «конституционной оппозиции» Дзанарделли и Джолитти. «Кровавое десятилетие», как называли годы репрессий, начатых Криспи, пришло к концу.

Программа «прогрессивного либерализма» и «здоровой демократии» в действии

Созданное в феврале 1901 г. правительство Дзанарделли—Джолитти, с 1903 г. возглавлявшееся Джолитти, перешло от авторитарных методов и репрессий к либерально-демократическому курсу реформ и социально-политических уступок. Поборником и проводником этого курса выступил Д. Джолитти, по имени которого период 1901—1914 гг. назван «джолиттианской эрой».

Выходец из бюрократии Пьемонта, Джолитти сделал блестящую чиновничью карьеру в Итальянском королевстве в 60— 80-е годы XIX в., а после своего избрания в 1882 г. депутатом парламента (оставался им вплоть до кончины в 1928 г.) занял видное место в рядах «Левой», а затем в «конституционной оппозиции». Он снискал признание и авторитет как противник Криспи и чрезвычайных мер.

Джолитти не скрывал, что являлся сторонником конституционной монархии. Но именно поэтому он считал опасным и невозможным «воспрепятствовать народным классам отвоевывать свою долю экономического и политического влияния...» и был убежден, что «главным образом... от позиции конституционных партий по отношению к народным классам зависит, будет ли возвышение этих классов знаменовать собой создание новой консервативной силы, нового фактора процветания и возвеличивания родины или же это будет вихрь, который сметет все ее благополучие». Особую значимость, по его мнению, имели заботы о системе образования и здравоохранения, прогрессивное социальное законодательство и утверждение цивилизованных отношений между капиталом и трудом, работодателями и наемными работниками.

Отменив репрессивные меры, правительство восстановило свободу печати, собраний и манифестаций, деятельности экономических, политических и религиозных организаций. Оно содействовало (протекционистские пошлины, субсидии, военные заказы и пр.) развитию металлургии, машиностроения, химической промышленности и, автомобилестроения. С их ростом ускорилась концентрация капиталов и производства, возникли крупные монополии — тресты, консорциумы, возросла роль банков, как отечественных, так и зарубежных. Страна из отсталой аграрной превращалась в аграрно-индустриальную, хотя разрыв между индустриальным Севером и аграрным Югом не только не был преодолен, но возрос. В 1911 г. в промышленности и на транспорте было занято 32,1% самодеятельного населения (в 1894 г. — 28%). Если в последней трети XIX в. основная масса рабочих трудилась на мелких предприятиях полуремесленного, кустарного типа, то в 1909 г. примерно 2/5 их общего числа — на предприятиях с персоналом свыше 100 человек.

Все это благоприятствовало росту рабочего движения. Помимо территориальных организаций — палат труда — стали создаваться отраслевые федерации профсоюзов, объединившиеся в 1906 г. во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ). На базе множившихся крестьянских лиг в 1901 г. была создана Национальная федерация трудящихся земли, объединявшая главным образом батраков, а также малоземельных крестьян. Промышленным и сельскохозяйственным рабочим удалось, особенно на севере страны, добиться от работодателей серьезных уступок в вопросах оплаты и условий труда. Был узаконен воскресный отдых, приняты меры по ограничению женского и детского труда.

Джолиттианское большинство в парламенте не смогло преодолеть сопротивления консервативных и умеренных сил налоговой реформе, занимавшей важное место в программе Джолитти. Но оно вступило в союз с радикалами, поборниками индустриальной демократии, а также с деловыми кругами. Сложнее складывались его отношения с социалистами и католиками, хотя сотрудничество с ними при гегемонии либералов Джолитти считал главным условием успеха своего курса.

Влиятельные силы внутри ИСП и позднее в ВКТ, возглавлявшиеся Ф. Турати, Л. Биссолати, И. Бономи, видели долг ИСП и рабочих организаций в том, чтобы всемерно поддержать Д. Джолитти и курс реформ. Они подчеркивали, что ввиду отсталости Италии борьба за социализм преждевременна, а самому рабочему классу предстоит нелегкий путь социальной и духовной эмансипации в рамках буржуазного общества. При их участии в 1900 г. была разработана программа-минимум ИСП, включавшая ряд важных требований политического и экономического характера. Ф. Турати и другие лидеры ИСП настаивали на отказе от антипарламентаризма и на конструктивном сотрудничестве с прогрессивной буржуазией. Левые течения социалистического и рабочего движения («непримиримые», синдикалисты и анархо-синдикалисты, сложившаяся в 1910—1911 гг. «революционная фракция») выступали против такого реформизма и всего либерального курса. В 1904 г. при содействии ИСП и палат труда была проведена первая общенациональная политическая забастовка.

Курс Джолитти столкнулся с растущим сопротивлением усилившихся левых течений социалистического и рабочего движения и консервативных групп самих либералов. А его союзники — демократы протестовали против использования правительством административного давления, невыполнимых обещаний, подкупа депутатов и фальсификации результатов голосования на выборах 1904, 1909 и 1913 гг. В 1905 и 1909 гг. Джолитти был вынужден уступить пост главы правительства другим деятелям. Один из них — С. Соннино — пытался смягчить либеральный курс социальным патернализмом — поддержкой Юга, сельского населения — землевладельцев и земледельцев.

К социальному умиротворению стремились и активизировавшиеся реформаторы-католики. С приходом на папский престол в 1903 г. Пия X были сняты ограничения на участие католиков в политической жизни, стали создаваться католические организации — «белые» профсоюзы, кассы взаимопомощи, кредитные кассы, избирательные, женские и молодежные союзы.

Все это заставляло Джолитти вносить коррективы в избранный им курс. Важнейшими из них стали сближение с католическими кругами и уступки антисоциалистическим и колониалистским тенденциям. В числе мер подобного рода была ликвидация права на забастовку железнодорожников и других категории государственных служащих, введение чрезвычайного положения на Юге в связи со страшным по своим последствиям Мессинским землетрясением в 1908 г., ставка на префектов в решении местных проблем, применение войск для подавления крестьянских выступлений.

Внешняя политика Италии в начале XX в

На протяжении почти всего первого десятилетия XX в. Д. Джолитти и поддерживавшим его политическим силам удавалось в основном сдерживать экспансионистские круги, мечтавшие о великодержавной политике времен Криспи. Джолитти действовал так в силу присущего ему убеждения о потребности Италии в мире во имя коренного реформирования страны и оздоровления ее финансового и экономического положения. «Сохранять прочными союзы и иметь друзьями все другие страны — это все, что в области внешней политики может желать такая страна, как Италия» — так сформулировал он в 1903 г. свое внешнеполитическое кредо. Внешняя политика, по его убеждению, не может являться объектом споров и борьбы различных партий, а должна носить поистине национальный характер. Однако действительность была намного сложнее.

В начале XX в. итальянской дипломатии удалось, разыгрывая колониальную карту и используя заинтересованность участниц Тройственного союза в его сохранении, а стран складывавшейся Антанты — в нейтрализации Италии, идти на сближение с Англией, Францией и Россией, не порывая при этом союзных связей с Берлином и Веной. В 1902 г. был вторично продлен без изменений договор о Тройственном союзе. При этом Виктор Эммануил III смог добиться от Германии согласия на аннулирование военной конвенции 1888 г. Правящие круги Италии все больше делали акцент на оборонительном характере Тройственного союза, подчеркивая свою решимость поддерживать европейский мир. Однако постоянно встречая весьма прохладное отношение союзниц к своим планам совместных действий с Австро-Венгрией на Балканах, а с Германией в Османской империи и на севере Африки, руководители итальянской дипломатии стремились обрести большую свободу действий, заключив соответствующие соглашения с Англией, Францией и Россией.

В 1900 и 1902 гг. были достигнуты договоренности с Францией о взаимном нейтралитете в случае втягивания любой из договаривающихся сторон в европейскую войну, а также о поддержке Италией французских притязаний на Марокко, а Францией — итальянских планов в отношении Триполитании. Рядом англо-итальянских соглашений конца XIX — начала XX в. определялись сферы влияния в Северо-Восточной Африке. Наконец, после неудачных усилий реализовать трехстороннее соглашение по балканским вопросам Австро-Венгрии, России и Италии итальянский МИД сумел во время визита в Италию в 1909 г. царя Николая II заключить важное соглашение, открывавшее путь к совместным действиям двух стран на Балканах. В обмен на готовность Италии поддержать пересмотр режима черноморских проливов, чего упорно добивалась царская дипломатия, Рим заручился обещанием российского министра иностранных дел Извольского соблюдать благожелательный нейтралитет в случае аннексии Италией Триполитании.

Италия участвовала в военном демарше европейских держав против Турции в 1908 г. — в период младотурецкой революции. Итальянские дипломаты и финансисты на международных конференциях разрабатывали международные проекты экспансии и раздела сфер влияния на Балканах, в Малой Азии, в Африке. Формально следуя курсу «собирания сил» и ограничиваясь «мирным освоением» двух колоний в Африке — Эритреи и Сомали, Италия все громче заявляла о своих претензиях на влияние в Черногории, Сербии, Болгарии, Албании, добивалась упрочения позиций в Адриатике. Она претендовала на концессии в Малой Азии, а по мере обострения франко-германских противоречий из-за Марокко все активнее вела подготовку к захвату Триполитании.

По мере учащения международных кризисов, особенно после бурных событий 1908—1909 гг. на Балканах и в Малой Азии, у правящих кругов Италии возрастала боязнь опоздать к разделу мира, утратить статус великой державы, упустить возможность упрочить национальное самосознание и единство. В 1910 г. на базе колониалистских, великодержавных кругов и группировок оформилась «Националистическая ассоциация» и начал выходить ее печатный орган «Идеа национале» («Национальная идея»). В ассоциацию вошли представители интеллигенции, «молодые либералы», выходцы из ирредентистских и колониалистских организаций, бывшие сторонники синдикализма. Националисты утверждали, что «Великая Италия» должна господствовать в средиземноморском бассейне, в Северной Африке и Малой Азии. Ассоциация одной из первых в Италии развернула кампанию за аннексию Триполитании и Киренаики, призвав использовать в этих целях острое соперничество Германии и Франции из-за Марокко в период Агадирского кризиса 1911 г.

Призыв нашел отклик в правительственных кругах, где к такому решению склонялись генштаб, имевший план захвата североафриканских турецких вилайетов, МИД, готовивший дипломатически эту акцию, король и «партия двора», только что пышно отпраздновавшие пятидесятилетие образования королевства, да и сам Джолитти, который в марте 1911 г. в четвертый раз возглавил совет министров.

29 сентября 1911 г. Италия объявила войну Турции. Несмотря на численное превосходство и более современное вооружение итальянской армии, планы «легкой военной прогулки» рухнули из-за упорного сопротивления местного населения — арабов. Утвердившись на побережье в ряде городов и населенных пунктов — Триполи, Бенгази, Хомсе, — итальянские экспедиционные силы оказались втянутыми в изнурительную войну с кочевыми и полукочевыми племенами, не без успеха использовавшими партизанские методы борьбы. Военные власти применяли тактику выжженной земли, проводили карательные операции против жителей многих населенных пунктов, насильственно депортировали лидеров сопротивления и влиятельных вождей племен.

Покорение Ливии, как стала называться новая колония, потребовало немало времени. Чтобы воспрепятствовать переброске оружия и войск в Триполитанию и Киренаику, итальянский военный флот действовал в центральной части Средиземного моря, в Адриатике и Эгейском море, даже в зоне проливов. Его силами были оккупированы о. Родос и Додеканезский архипелаг. Это вызывало серьезное беспокойство и союзниц Италии, и стран Антанты. Агрессия Италии в Африке дала толчок формированию националистических, антиевропейских и мусульманских по своей сути настроений и движений в арабском мире, осложняя положение колониальных держав.

Под нажимом европейских стран Италия ускорила подписание мирного договора с Турцией 18 октября 1912 г. в Лозанне, предварительно добившись от султана официального согласия на переход под юрисдикцию Италии Триполитании и Киренаики. Согласно Лозаннскому мирному договору военные действия между Италией и Турцией прекращались. Турция обязалась вывести свои, войска из Триполитании и Киренаики, а Италия — с Додеканезских островов (правда, этого обязательства она так и не выполнила). Согласно договору итальянское правительство выплатило Турции денежную компенсацию (около 2 млн лир) за ее отказ от североафриканских владений.

По окончании войны правящие круги Италии в том же 1912 г. пошли на досрочное продление Тройственного союза, а в 1913—1914 гг. заключили военную и военно-морскую конвенции с союзниками, конкретизировавшие формы их сотрудничества в случае европейской войны. Эти конвенции, расцененные правящими кругами Берлина и Вены как свидетельство верности Италии союзу, укрепили их решимость начать мировую войну.

Кризис и крушение «либеральной эры» (1911—1914)

Решение об объявлении войны Турции, принятие декрета об аннексии Ливии и другие действия правительства одобрялись парламентом в обстановке энтузиазма и демонстрации единства нации и правительства. Немногочисленные голоса протеста со стороны противников войны — части социалистов и республиканцев, а также независимых депутатов — тонули в здравицах в честь короля, армии и Джолитти. Это облегчило ему проведение декларированных реформ. Правая оппозиция сняла многие из своих возражений и, хотя ей удалось внести определенные коррективы в предложенные Джолитти законопроекты, весной и летом 1912 г. они стали законами. Благодаря новому избирательному закону число избирателей возросло почти в три раза, составив свыше 25% всего населения. Право участия в парламентских выборах получали все граждане старше 30 лет, а также граждане, достигшие 21 года при условии наличия начального образования, уплаты установленного законом минимума налога или прохождения военной службы. Создавалась система государственного социального страхования.

Однако именно война и реформы взорвали зыбкое равновесие политических сил и ускорили поляризацию в обществе, а вместе с тем крушение джолиттизма как политики компромиссов и союзов. Война с Турцией нанесла ущерб торговле с нею, имевшей немаловажное значение для обеспечения итальянской экономики сырьем и рынками сбыта. Она ухудшила экономическую конъюнктуру и привела в 1913 г. к кризисным явлениям, не изжитым до мировой войны. Завоевание Ливии и обогащение на военных заказах банков и крупных фирм было оплачено ростом безработицы, дороговизны, массовой волной эмиграции и новыми социальными потрясениями. В стране развернулось широкое забастовочное движение.

В свою очередь по окончании итало-турецкой войны правая оппозиция — С. Соннино, А. Саландра и др. — подвергла критике Джолитти за диктаторские методы и манипулирование парламентом, попустительство разрушительным силам, недостаточно активную защиту национальных интересов. В этих условиях проведение в 1913 г. парламентских выборов в соответствии с новым избирательным законом было сопряжено с немалым риском для правящего либерального блока, а также для самих государственных устоев. Ввиду этого либеральные силы вместе с властями пошли на сотрудничество с католическими организациями в тех округах, где была особенно велика вероятность победы кандидатов Социалистической партии и других левых организаций. Секретное соглашение, получившее название «пакт Джолитти—Джентилоне» (последний был главой «Католического союза», включившегося в избирательную кампанию), сделало возможным участие католиков в выборах в 330 коллегиях и поддержку «светских» кандидатов в 228 из них при условии принятия ими обязательства противиться любым антицерковным мероприятиям.

Выборы 1913 г. изменили соотношение сил в итальянском парламенте, отразив растущую поляризацию общества, а также поправение правительственного большинства. Хотя сторонники правительственного курса получили 270 мест, им противостояли влиятельные оппозиционные силы — социалисты (79 мест), правые группировки, включая депутатов-националистов (36 мест), католики (29 мест). Новым ударом для Джолитти стал переход радикалов в оппозицию в марте 1914 г. В этих условиях Джолитти поспешил уйти в отставку, уступив роль главы правительства своему политическому оппоненту Саландре.

Саландра и поддерживавшие его силы встали на путь пересмотра основных принципов и методов джолиттизма. Это в полной мере выразилось в способах преодоления острейших кризисов, пережитых страной, — «Красной недели» 1914 г. и «майских дней» 1915 г.

В июне 1914 г. правительство запретило манифестации и митинги в связи с очередной годовщиной Статута (Конституции), а затем расправилось с несанкционированными выступлениями в Анконе, что привело к человеческим жертвам. 9 июня по призыву Итальянской социалистической партии, Всеобщей конфедерации труда, Итальянского синдикального союза, Республиканской партии началась общенациональная забастовка протеста против милитаризма и реакции. В ряде мест было прервано железнодорожное сообщение, вспыхивали восстания, строились баррикады. В Романье и Марке были провозглашены республики. Массовые выступления прокатились по всей Италии. «Красная неделя», как ее стали называть, выявила глубокую враждебность населения милитаризму и возмущение репрессиями. Она была одной из причин, заставивших правительство провозгласить нейтралитет Италии в начавшейся вскоре Первой мировой войне.

На протяжении девяти месяцев это решение стало, однако, объектом острой политической борьбы между поборниками сохранения нейтралитета (к ним принадлежали Джолитти и его единомышленники, социалисты и ВКТ, влиятельные католические круги) и «интервентистами», настаивавшими на вступлении Италии в войну. К этому решению склонялись националисты и сторонники Муссолини, исключенного за такую позицию из рядов Социалистической партии, представители «демократического интервентизма», надеявшиеся с помощью войны упрочить демократические устои в Европе и удовлетворить национальные чаяния угнетенных народов, в том числе соотечественников, проживавших в пределах Австро-Венгрии, а также поклонники Антанты из числа либералов и деловых кругов.

Правительство Саландры и король, колеблясь между желанием получить за свой нейтралитет компенсации от союзниц и надеждой на удовлетворение великодержавных чаяний в случае перехода на сторону Антанты, только весной 1915 г. остановились на втором варианте. Согласно Лондонскому договору, заключенному в строжайшей тайне в апреле 1915 г., Италия обязалась вступить в войну в мае 1915 г. на стороне Антанты в обмен за обещания территориальных приобретений, особенно на севере и северо-востоке страны, за счет Австро-Венгрии. 23 мая Италия начала военные действия против своих бывших союзников, и в ней установился военно-полицейский режим.

Яхимович З.П. Итальянское государство и общество: модернизация и внешняя политика // Новая история стран Европы и Америки / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. — М., 2004. - С. 628-648.



Сайт создан в системе uCoz