Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Аквилея (По материалам Википедии)
|
|
|
Аквилея (итал. Aquileia, фриульск. Aquilee) - в древности большой и знаменитый город в Северной Италии, в стране венетов, основан римлянами в 183 - 181 гг. до Р. Х., приблизительно в 12 км от прибрежья Триестского залива, между реками Сонциусом и Натизо, для удержания в повиновении венетов и как оплот против натиска кельтских, имерийских и истрийских племён и Македонии. Эмилиева дорога, главный путь Северной Италии, была продолжена до Аквилеи, здесь был соединительный пункт дорог, ведущих в Паннонию, Норик, Истрию, Далмацию.
Важный торговый пункт, Аквилея имела не менее важное значение и в стратегическом отношении, как ключ Италии на востоке, и потому ввиду относительной доступности Юльских Альп была чрезвычайно хорошо укреплена, главным образом усилиями Марка Аврелия. Стены этого города сдержали в 167 г. Р. Х. натиск германцев в маркоманской войне, те же стены остановили в 238 г. надвигавшееся с Дуная войско императора Максимина, убитого при осаде этого города.
Тогда как во времена римских цезарей многие города последовательно шли к упадку, Аквилея, напротив, всё более и более развивала своё благосостояние; император Диоклетиан построил здесь один из своих дворцов. В IV веке, когда под её стенами был убит Константин II, население Аквилеи исчислялось сотнями тысяч; она почиталась за четвёртый по значению город империи (по оценке Авзония, девятый). Конец её могуществу положил Аттила, после долгой осады разрушивший (452) этот город; его разорение довершили лангобарды в 568 г.
После варварских нашествий Аквилейская гавань должна была уступить всё своё значение гавани, лежащей на внешнем берегу лагуны в Градо. Часть населения Аквилеи переместилась в Градо, а часть бежала на запад, где основала Венецию. Но и в период экономического упадка на месте Аквилеи долго теплилась церковная жизнь, сосредоточенная вокруг огромной базилики IV века. От этого здания ныне можно видеть только часть баптистерия и чудесный мозаичный пол; весь остальной массив храма был возведён заново в 1031 году, а в 1379 подвергся поновлению в готическом стиле.
Церковная жизнь
Аквилейский патриархат
Аквилейский патриархат - автономная (а в VI - VII веках самочинно автокефальная) Церковь, каноническая территория которой охватывала северо-восточные области современной Италии (области Венето, Фриули-Венеция-Джулия), Словении, частично Хорватии (полуостров Истрия). Есть сведения о наличии собственного богослужебного обряда. После примирения с Римом (698 год) епископы Аквилеи сохранили титул патриархов и были крупными феодальными государями. Патриархат был упразднён в 1751 году, его территории разделены на два архиепископства.
Ранняя история
Местная традиция утверждает, что жители Аквилеи были обращены в христианство евангелистом Марком, а первым епископом стал его ученик святой Ермагор. Мученические акты последнего датируются только концом VI века, а местные уроженцы блаженный Иероним и Руфин не упоминают ни о Ермагоре, ни о проповеди Марка в Аквилее. Учитывая, что в VI веке епископ Аквилеи порвал общение с Римом и принял сан патриарха, можно предполагать, что легенда о Марке и Ермагоре могла родиться "задним числом" для оправдания нового статуса местной Церкви.
Первым несомненным епископом Аквилеи является Иларий, сведения о котором датируются 276 годом. В IV веке Аквилея становится авторитетным церковным центром. Епископ Валериан (369-388) провёл антиарианский собор 381 года, на котором председательствовал Амвросий Медиоланский; авторитет этого собора на Западе был выше, чем у "восточного" и с оговорками признанного II Вселенским I Константинопольского (381). Преемник Валериана Хроматий участвовал в горячей полемике Иеронима и Руфина о богословском наследии Оригена и вместе с папой анафематствовал книгу Оригена "О началах". В IV веке аквилейские епископы пользовались митрополитанской властью над территорией Венеции, Истрии, северо-западной части Иллирика, восточной части Реции Второй и южной части Норика. Из сохранившихся источников видно, что аквилейское богослужение имело ряд характерных особенностей, позволяющих говорить об особом аквилейском обряде.
Схизма с Римом и возникновение патриархата
В V - VI веках город Аквилея был неоднократно разорён в результате варварских нашествий: в 407-408 годах - вестготов Алариха, в 452 году - гуннами Аттилы, в 590 году - лангобардами. В результате город был полностью разрушен, жители спасались на островах близлежащих лагун (в том числе, в будущей Венеции), а Павлин I Аквилейский перенёс кафедру в Градо - древний порт Аквилеи (568 год). Разрушение Аквилеи совпало с ростом влияния местных епископов, принявших сан патриархов.
В ходе разгоревшегося в Церкви спора о "трёх главах" (см. Пятый вселенский собор) Павлин I Аквилейский твёрдо и убеждённо выступал против инициированного Юстинианом I осуждения "трёх глав". Так как римские папы Вигилий и Пелагий I были в этом вопросе непоследовательны, Павлин I разорвал общение с Римом, на местном соборе отверг осуждение "трёх глав" (558 год) и вскоре принял сан патриарха. Таким образом, с 558 года Аквилейская церковь в самовольном порядке стала автокефальной и порвала евхаристическое общение не только с Римом, но и со всей Православной церковью, которая на Пятом Вселенском соборе осудила "три главы". Аквилейские патриархи объявили себя защитниками Халкидонского собора, якобы преданного в Риме; новый кафедральный собор в Градо был освящён в честь Евфимии - покровительницы Халкидонского собора; совместно с миланскими архиепископами аквилейцы вели жёсткую полемику с римскими папами.
В 568 году Северная Италия была захвачена лангобардами; миланские архиепископы, теперь защищавшие православие в арианском окружении, поспешили примириться с Римом (572 год), хотя отдельные епархии оставались в схизме до 649 года. В этих условиях Аквилея осталась единственной духовной противницей пап, и Римская церковь предпринимала неоднократные попытки вернуть аквилейских патриархов в лоно Православной церкви. Папа Григорий I вызвал аквилейцев на совещание в Рим, равеннский экзарх предложил военную интервенцию против Градо. Но аквилейский патриарх обратился с жалобой к императору Маврикию, и последний запретил предпринимать насильственные действия против Градо.
В конце VI века территория Аквилейского патриархата оказалась разделена между Византией и лангобардским герцогством Фриуль, и лангобардские герцоги из политических соображений поддерживали схизму. В 607 году избранный в Градо аквилейский патриарх Кандиниан вступил в евхаристическое общение с римским папой Бонифацием IV. Противники примирения с Римом избрали епископа Фриульского альтернативным патриархом Аквилеи. Так в 607 году единый Аквилейский патриархат распался на два:
Аквилейский патриархат с кафедрой в Градо (после 700 года назывался Патриархат Градо, в 1451 году кафедра перенесена в Венецию, и патриархи стали именоваться венецианскими) располагался на территории, подконтрольной Византии, и имел евхаристическое общение с Православной церковью (о его дальнейшей истории смотри Патриарх Венеции);
Аквилейский патриархат с кафедрой в Кормонсе (впоследствии перенесена в Чивидале, потом в Удине) располагался в лангобардском Фриуле и находился в схизме из-за непринятия Пятого вселенского собора (о его дальнейшей истории смотри настоящую статью).
В 698 году поместный Аквилейский собор наконец-то признал правильным осуждение "трёх глав", согласившись, тем самым, с Пятым вселенским собором. Окончательно схизма с Римом завершилась под давлением лангобардского короля Куниберта на соборе в Павии (700 год). Патриарх Аквилеи принял решения Пятого вселенского собора и вступил в общение с римской кафедрой. Таким образом, аквилейская схизма продолжалась в общей сложности 150 лет.
Примирение с Римом и расцвет патриархата
После 700 года Аквилея и Градо представляли собой раздельные церковные кафедры и патриархаты. Резиденция патриарха Аквилейского в 627 году была перенесена в Кормонс, а в 730 г, - в Чивидале. После завоевания Северной Италии франками аквилейские патриархи перешли под покровительство Карла Великого, и последний выдал патриарху Павлину II грамоту, подтверждающую права аквилейского клира на самостоятельное избрание патриарха.
Значение Аквилеи особенно возросло в правление Павлина II, участвовавшего в походах Пипина Итальянского против аваров и словенцев, а затем отправлявшего к ним миссионеров. В 796 году Павлин II и епископы Зальцбурга и Пассау, также занимавшиеся миссионерством на приграничных территориях, подписали соглашение о принципах миссионерской деятельности среди аваров и словенцев. Косвенные данные из топонимики, археологии, а также литургики позволяют предположить, что аквилейские миссионеры работали на всей территории славянского княжества Карантания. Преемники Павлина II Урс (805-810) и Максенций (810-837) вступили в конфликт с зальцбургскими епископами о том, где должна проходить граница между патриархатом и епископством в Карантании. Урс оперировал документами до-лангобардской эпохи, а зальцбургские епископы ссылались на решения пап Захарии, Стефана II и Павла I. В 811 году Карл Великий вмешался в спор и провёл границу между Аквилейским патриархатом и Зальцбургским архиепископством по реке Драва.
При патриархе Урсе аквилейские миссионеры проповедовали в хорватской Далмации, а также, возможно, в Паннонии и Моравии. Есть основания предполагать, что Кирилл и Мефодий переводили на славянский и латинские тексты аквилейского обряда.
С X века аквилейские патриархи становятся верными союзниками императоров Священной Римской империи и крупными феодалами. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканки собственной монеты и вёл большое строительство, в том числе аквилейской базилики Теодориана. Впоследствии к Аквилейскому патриархату были присоединены земли в округе Фриули и территории Карниолы (1077 год) и Истрии (1209 год). На Римском соборе 1047 года патриарх Аквилеи занимал почётное четвёртое место (после папы, архиепископов Милана и Равенны).
Закат и упразднение патриархата
В XIII-XIV веках, когда кафедра аквилейских патриархов переместилась в Удине, начинается постепенный упадок патриархата. В 1419 - 1420 годах Фриули было завоевано Венецией, и кафедра патриархов вновь вернулась в Аквилею. С этого момента авкилейские патриархи выбирались только из граждан Венеции. По соглашению 1445 года все земли Аквилейского патриархата перешли к Венеции, за исключением самой Аквилеи, Сан-Вито и Сан-Даниэле-дель-Фриули, в 1509 году аквилейский патриархат оказался под контролем Габсбургов.
В 1751 году папа Бенедикт XIV по настоянию Марии-Терезии упразднил патриархат и основал архиепископство Удине (с епархиями Венеция и Истрия) и Гориция (епархии Комо, Тренто, Падена и Триест) на его месте.
Современная коммуна Аквилеи
Современная Аквилея - коммуна с населением 3330 жителей в итальянской провинции Гориция (регион Фриули-Венеция-Джулия). Большая часть территории древнего города не застроена и ждёт археологических исследований, которые до сих пор проводились выборочно и случайно. С 1998 г. археологическая зона Аквилеи со средневековой базиликой занесена в число объектов Всемирного наследия.
Aquileia_Basilica Interno. Foto Giovanni Dall'Orto.
Aquileia Basilica Montone. Foto Giovanni Dall'Orto.
Фотографии и информация об Аквилеи взяты с сайта www.wikipedia.org
|