География Италии
Города
Области
Природа и климат

История Италии
Древний мир
Средние века
Возрождение
Новое время

История культуры
Культура и философия
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Образование

Италия ХХ-XXI век
Политическое устройство
Италия в I - II мировых войнах
История послевоенной Италии
Экономика Италии
Мафия Италии
Менталитет итальянцев
Кино Италии
Кино об Италии
Кухня Италии

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

Аквилея
(По материалам Википедии)

Аквилея (итал. Aquileia, фриульск. Aquilee) - в древности большой и знаменитый город в Северной Италии, в стране венетов, основан римлянами в 183 - 181 гг. до Р. Х., приблизительно в 12 км от прибрежья Триестского залива, между реками Сонциусом и Натизо, для удержания в повиновении венетов и как оплот против натиска кельтских, имерийских и истрийских племён и Македонии. Эмилиева дорога, главный путь Северной Италии, была продолжена до Аквилеи, здесь был соединительный пункт дорог, ведущих в Паннонию, Норик, Истрию, Далмацию.

Важный торговый пункт, Аквилея имела не менее важное значение и в стратегическом отношении, как ключ Италии на востоке, и потому ввиду относительной доступности Юльских Альп была чрезвычайно хорошо укреплена, главным образом усилиями Марка Аврелия. Стены этого города сдержали в 167 г. Р. Х. натиск германцев в маркоманской войне, те же стены остановили в 238 г. надвигавшееся с Дуная войско императора Максимина, убитого при осаде этого города.

Тогда как во времена римских цезарей многие города последовательно шли к упадку, Аквилея, напротив, всё более и более развивала своё благосостояние; император Диоклетиан построил здесь один из своих дворцов. В IV веке, когда под её стенами был убит Константин II, население Аквилеи исчислялось сотнями тысяч; она почиталась за четвёртый по значению город империи (по оценке Авзония, девятый). Конец её могуществу положил Аттила, после долгой осады разрушивший (452) этот город; его разорение довершили лангобарды в 568 г.

После варварских нашествий Аквилейская гавань должна была уступить всё своё значение гавани, лежащей на внешнем берегу лагуны в Градо. Часть населения Аквилеи переместилась в Градо, а часть бежала на запад, где основала Венецию. Но и в период экономического упадка на месте Аквилеи долго теплилась церковная жизнь, сосредоточенная вокруг огромной базилики IV века. От этого здания ныне можно видеть только часть баптистерия и чудесный мозаичный пол; весь остальной массив храма был возведён заново в 1031 году, а в 1379 подвергся поновлению в готическом стиле.

Церковная жизнь

Аквилейский патриархат

Аквилейский патриархат - автономная (а в VI - VII веках самочинно автокефальная) Церковь, каноническая территория которой охватывала северо-восточные области современной Италии (области Венето, Фриули-Венеция-Джулия), Словении, частично Хорватии (полуостров Истрия). Есть сведения о наличии собственного богослужебного обряда. После примирения с Римом (698 год) епископы Аквилеи сохранили титул патриархов и были крупными феодальными государями. Патриархат был упразднён в 1751 году, его территории разделены на два архиепископства.

Ранняя история

Местная традиция утверждает, что жители Аквилеи были обращены в христианство евангелистом Марком, а первым епископом стал его ученик святой Ермагор. Мученические акты последнего датируются только концом VI века, а местные уроженцы блаженный Иероним и Руфин не упоминают ни о Ермагоре, ни о проповеди Марка в Аквилее. Учитывая, что в VI веке епископ Аквилеи порвал общение с Римом и принял сан патриарха, можно предполагать, что легенда о Марке и Ермагоре могла родиться "задним числом" для оправдания нового статуса местной Церкви.

Первым несомненным епископом Аквилеи является Иларий, сведения о котором датируются 276 годом. В IV веке Аквилея становится авторитетным церковным центром. Епископ Валериан (369-388) провёл антиарианский собор 381 года, на котором председательствовал Амвросий Медиоланский; авторитет этого собора на Западе был выше, чем у "восточного" и с оговорками признанного II Вселенским I Константинопольского (381). Преемник Валериана Хроматий участвовал в горячей полемике Иеронима и Руфина о богословском наследии Оригена и вместе с папой анафематствовал книгу Оригена "О началах". В IV веке аквилейские епископы пользовались митрополитанской властью над территорией Венеции, Истрии, северо-западной части Иллирика, восточной части Реции Второй и южной части Норика. Из сохранившихся источников видно, что аквилейское богослужение имело ряд характерных особенностей, позволяющих говорить об особом аквилейском обряде.

Схизма с Римом и возникновение патриархата

В V - VI веках город Аквилея был неоднократно разорён в результате варварских нашествий: в 407-408 годах - вестготов Алариха, в 452 году - гуннами Аттилы, в 590 году - лангобардами. В результате город был полностью разрушен, жители спасались на островах близлежащих лагун (в том числе, в будущей Венеции), а Павлин I Аквилейский перенёс кафедру в Градо - древний порт Аквилеи (568 год). Разрушение Аквилеи совпало с ростом влияния местных епископов, принявших сан патриархов.

В ходе разгоревшегося в Церкви спора о "трёх главах" (см. Пятый вселенский собор) Павлин I Аквилейский твёрдо и убеждённо выступал против инициированного Юстинианом I осуждения "трёх глав". Так как римские папы Вигилий и Пелагий I были в этом вопросе непоследовательны, Павлин I разорвал общение с Римом, на местном соборе отверг осуждение "трёх глав" (558 год) и вскоре принял сан патриарха. Таким образом, с 558 года Аквилейская церковь в самовольном порядке стала автокефальной и порвала евхаристическое общение не только с Римом, но и со всей Православной церковью, которая на Пятом Вселенском соборе осудила "три главы". Аквилейские патриархи объявили себя защитниками Халкидонского собора, якобы преданного в Риме; новый кафедральный собор в Градо был освящён в честь Евфимии - покровительницы Халкидонского собора; совместно с миланскими архиепископами аквилейцы вели жёсткую полемику с римскими папами.

В 568 году Северная Италия была захвачена лангобардами; миланские архиепископы, теперь защищавшие православие в арианском окружении, поспешили примириться с Римом (572 год), хотя отдельные епархии оставались в схизме до 649 года. В этих условиях Аквилея осталась единственной духовной противницей пап, и Римская церковь предпринимала неоднократные попытки вернуть аквилейских патриархов в лоно Православной церкви. Папа Григорий I вызвал аквилейцев на совещание в Рим, равеннский экзарх предложил военную интервенцию против Градо. Но аквилейский патриарх обратился с жалобой к императору Маврикию, и последний запретил предпринимать насильственные действия против Градо.

В конце VI века территория Аквилейского патриархата оказалась разделена между Византией и лангобардским герцогством Фриуль, и лангобардские герцоги из политических соображений поддерживали схизму. В 607 году избранный в Градо аквилейский патриарх Кандиниан вступил в евхаристическое общение с римским папой Бонифацием IV. Противники примирения с Римом избрали епископа Фриульского альтернативным патриархом Аквилеи. Так в 607 году единый Аквилейский патриархат распался на два:

Аквилейский патриархат с кафедрой в Градо (после 700 года назывался Патриархат Градо, в 1451 году кафедра перенесена в Венецию, и патриархи стали именоваться венецианскими) располагался на территории, подконтрольной Византии, и имел евхаристическое общение с Православной церковью (о его дальнейшей истории смотри Патриарх Венеции);

Аквилейский патриархат с кафедрой в Кормонсе (впоследствии перенесена в Чивидале, потом в Удине) располагался в лангобардском Фриуле и находился в схизме из-за непринятия Пятого вселенского собора (о его дальнейшей истории смотри настоящую статью).

В 698 году поместный Аквилейский собор наконец-то признал правильным осуждение "трёх глав", согласившись, тем самым, с Пятым вселенским собором. Окончательно схизма с Римом завершилась под давлением лангобардского короля Куниберта на соборе в Павии (700 год). Патриарх Аквилеи принял решения Пятого вселенского собора и вступил в общение с римской кафедрой. Таким образом, аквилейская схизма продолжалась в общей сложности 150 лет.

Примирение с Римом и расцвет патриархата

После 700 года Аквилея и Градо представляли собой раздельные церковные кафедры и патриархаты. Резиденция патриарха Аквилейского в 627 году была перенесена в Кормонс, а в 730 г, - в Чивидале. После завоевания Северной Италии франками аквилейские патриархи перешли под покровительство Карла Великого, и последний выдал патриарху Павлину II грамоту, подтверждающую права аквилейского клира на самостоятельное избрание патриарха.

Значение Аквилеи особенно возросло в правление Павлина II, участвовавшего в походах Пипина Итальянского против аваров и словенцев, а затем отправлявшего к ним миссионеров. В 796 году Павлин II и епископы Зальцбурга и Пассау, также занимавшиеся миссионерством на приграничных территориях, подписали соглашение о принципах миссионерской деятельности среди аваров и словенцев. Косвенные данные из топонимики, археологии, а также литургики позволяют предположить, что аквилейские миссионеры работали на всей территории славянского княжества Карантания. Преемники Павлина II Урс (805-810) и Максенций (810-837) вступили в конфликт с зальцбургскими епископами о том, где должна проходить граница между патриархатом и епископством в Карантании. Урс оперировал документами до-лангобардской эпохи, а зальцбургские епископы ссылались на решения пап Захарии, Стефана II и Павла I. В 811 году Карл Великий вмешался в спор и провёл границу между Аквилейским патриархатом и Зальцбургским архиепископством по реке Драва.

При патриархе Урсе аквилейские миссионеры проповедовали в хорватской Далмации, а также, возможно, в Паннонии и Моравии. Есть основания предполагать, что Кирилл и Мефодий переводили на славянский и латинские тексты аквилейского обряда.

С X века аквилейские патриархи становятся верными союзниками императоров Священной Римской империи и крупными феодалами. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканки собственной монеты и вёл большое строительство, в том числе аквилейской базилики Теодориана. Впоследствии к Аквилейскому патриархату были присоединены земли в округе Фриули и территории Карниолы (1077 год) и Истрии (1209 год). На Римском соборе 1047 года патриарх Аквилеи занимал почётное четвёртое место (после папы, архиепископов Милана и Равенны).

Закат и упразднение патриархата

В XIII-XIV веках, когда кафедра аквилейских патриархов переместилась в Удине, начинается постепенный упадок патриархата. В 1419 - 1420 годах Фриули было завоевано Венецией, и кафедра патриархов вновь вернулась в Аквилею. С этого момента авкилейские патриархи выбирались только из граждан Венеции. По соглашению 1445 года все земли Аквилейского патриархата перешли к Венеции, за исключением самой Аквилеи, Сан-Вито и Сан-Даниэле-дель-Фриули, в 1509 году аквилейский патриархат оказался под контролем Габсбургов.

В 1751 году папа Бенедикт XIV по настоянию Марии-Терезии упразднил патриархат и основал архиепископство Удине (с епархиями Венеция и Истрия) и Гориция (епархии Комо, Тренто, Падена и Триест) на его месте.

Современная коммуна Аквилеи

Современная Аквилея - коммуна с населением 3330 жителей в итальянской провинции Гориция (регион Фриули-Венеция-Джулия). Большая часть территории древнего города не застроена и ждёт археологических исследований, которые до сих пор проводились выборочно и случайно. С 1998 г. археологическая зона Аквилеи со средневековой базиликой занесена в число объектов Всемирного наследия.


Aquileia_Basilica Interno. Foto Giovanni Dall'Orto.
Aquileia Basilica Montone. Foto Giovanni Dall'Orto.
Фотографии и информация об Аквилеи взяты с сайта www.wikipedia.org


Сайт создан в системе uCoz