География Италии
Города
Области
Природа и климат

История Италии
Древний мир
Средние века
Возрождение
Новое время

История культуры
Культура и философия
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Образование

Италия ХХ-XXI век
Политическое устройство
Италия в I - II мировых войнах
История послевоенной Италии
Экономика Италии
Мафия Италии
Менталитет итальянцев
Кино Италии
Кино об Италии
Кухня Италии

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

Аквилея из Православной энциклопедии

 Посвятительная надпись еп. Феодору. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в.

Аквилея [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата. А. основана в 181 г. до Р. Х. как колония Рима для контроля пути из Италии в Иллирик между отрогами Альп и Адриатикой. В 168 г. по Р. Х. имп. Марк Аврелий сделал Аквилея главным форпостом северо-восточных рубежей Италии; постепенно город превратился в крупный морской порт и важный торговый центр Средиземноморья. В IV в. Аквилее, население которой доходило до 100 тыс. чел., называли "вторым Римом", здесь находилась одна из временных резиденций зап. императоров. Город погиб в результате варварских нашествий: в 407/8 г. Аквилея была разграблена вестготами Алариха, в 452 г. жестоко опустошена гуннскими ордами Аттилы, а в 590 г. полностью разрушена лангобардами. Спасшиеся жители укрылись на островах окрестных лагун, в т. ч. на месте буд. Венеции.

Местное предание приписывает обращение жителей Аквилеи в христианство евангелисту Марку, хотя документально история Церкви в Аквилее не может быть прослежена ранее III в. Согласно традиции, св. Марк передал паству своему ученику св. Ермагору, акты мученичества которого датируются временем не ранее кон. VI в.; правда, следы этой традиции не обнаруживаются у Руфина и блж. Иеронима, происходивших из этих мест. Предполагают, что предание о св. Марке появилось уже при Патриархах Аквилеи для обоснования их независимости и титулатуры. Характерно, что после Ермагора епископская преемственность прерывается и сведения о следующем предстоятеле, Иларии, относятся только к 276 г. При еп. Фортунациане (ок. 343-369) Аквилею посетил свт. Афанасий Александрийский. Еп. Валериан (369-388) провел в Аквилее Собор против ариан (381), на котором председательствовал свт. Амвросий Медиоланский. Преемник Валериана Хроматий участвовал в споре между Иеронимом и Руфином по поводу отношения к учению Оригена, произнеся вместе с папой и др. епископами анафему на его кн. "О началах". При Валериане и Хроматии Аквилея стала авторитетным церковным центром. В этот период церковная юрисдикция Аквилеи распространялась на территорию Венеции, Истрии, Северо-Западного Иллирика, восточной части Реции Второй и южной части Норика. Богослужебная традиция Аквилейской Церкви имела ряд особенностей, что позволяет говорить о существовании Аквилейского обряда. Соборная базилика в Аквилее. IV в.

Во время спора о "трех главах" еп. Аквилейский Павлин I, принявший ок. 558 г. титул Патриарха и претендовавший на второе после папы место в западной церковной иерархии, отверг осуждение "трех глав" на своем местном Соборе (558), что послужило причиной схизмы. Во время нашествия лангобардов (568) Павлин нашел убежище в Градо. С кон. VI в. территория Патриархата была разделена между Византией и лангобардами. Лангобардские герцоги Фриуля поддерживали схизму в своих интересах, и, когда Патриарх Кандидиан восстановил общение с папой Бонифацием IV (606/7), еп. Фриульский тоже был провозглашен патриархом. Епархия разделилась: Патриархат в Градо - Новая Аквилея - на территории, контролировавшейся Византией, состоял в общении с Вселенской Церковью, а кафедра патриархов-схизматиков, Старая Аквилея, находилась первоначально в Кормонсе, затем (с VIII в.) в Чивидали, в лангобардском Фриуле. Разделение сохранилось и после окончательного прекращения схизмы в связи с осуждением "трех глав" на Аквилейском Соборе 698 г.: церковная область Градо включала северное и восточное побережье Адриатики с Венецией, а Аквилейский Патриархат охватывал лангобардские владения в Северной Италии и Альпийские области. После завоевания королевства лангобардов Карлом Великим епископы Аквилеи перешли под покровительство франкских королей. Павлин II получил от Карла грамоту с подтверждением прав клира Аквилеи избирать себе Патриарха (792). Павлин II участвовал в экспедициях Пипина, короля Италии, против аваров и славян. Летом 796 г. на Дунае епископы Зальцбургский, Пассауский и Патриарх Аквилейский подписали протокол, в котором определялись принципы обращения в христианство славян и аваров. Об активности Аквилейской Церкви в славянском княжестве Карантания (Хорутания; современная территория Словении и Южной Австрии), где епископы Зальцбурга вели миссионерскую деятельность с сер. VIII в., нет практически никаких письменных свидетельств - по крайней мере не существует документа, сопоставимого с созданным в 870/71 г. соч. "Conversio bagoariorum et carantanorum" (Обращение баварцев и хорутан), обосновывающим претензии Зальцбурга на слав. земли. Но некоторые косвенные данные археологии, топонимики, лингвистики, а также литургики позволяют определенно утверждать, что миссионерская деятельность велась из Аквилеи на всей территории Карантании. После смерти Павлина, находившегося в дружеских отношениях с архиепископом Арно Зальцбургским, его преемники Урс (805-810) и Максенций (810-837) стремились к восстановлению Аквилеи в прежних границах, что привело к конфликту с Зальцбургом. Фрески в крипте соборной базилики в Аквилее. Кон. XII в.

В ходе территориальных споров Урс опирался на синодальный протокол, датируемый временем до лангобардского нашествия, в котором определялось, что обл. Карантании подчинена кафедре Аквилеи, а архиеп. Арно ссылался на более поздние решения пап Захарии (741-752), Стефана II (752-757) и Павла I (757-767), которыми Карантания передавалась в церковное управление Зальцбурга. В 811 г. Карл Великий провел границу между спорящими сторонами по р. Драве: Зальцбург, в 798 г. возведенный в ранг архиепископства, получил земли к северу от реки. При Патриархе Урсе миссионерская деятельность распространилась также на хорватов Далмации. Вероятно, аквилейские миссионеры действовали также в Паннонии и Моравии. Чивидали, насколько можно судить по славянским именам из Чивидальского Евангелия, являлся местом паломничества для славянских предводителей. Аквилея и Венеция наряду с Римом и Константинопол входили в число предполагаемых целей путешествия, предпринятого святыми Кириллом (Константином) и Мефодием для рукоположения своих учеников. Предполагают, что Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык наряду с греческим также и латинские богослужебные тексты, бывшие в употреблении в Аквилее и в землях, охваченных ее миссионерской активностью.

Патриархи Аквилеи с X в. прибегали к помощи германских императоров. В XI в. их могущество достигло апогея и фактически они стали феодальными государями. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканить собственную монету и вел большое строительство. На Римском Соборе 1047 г. Аквилея занимала 4-е место в западной церковной иерархии (после Рима, Равенны и Милана). Но соперничество Патриархов Градо и Аквилеи развивалось не в пользу последних: в 1053 г. папа Лев IX подтвердил юрисдикцию Градо над Истрией и Венецией, ограничив область Аквилеи древними границами лангобардских владений. В XIII-XIV вв., после того как местопребыванием патриархов стал г. Удине, начинается упадок Патриархата, вовлеченного в постоянные политические споры Венеции и империи. В 1445 г. он попал под контроль Венеции (где с 1451 находилась собственная патриаршая кафедра, перенесенная из Градо), а в 1509 г.- Австрии. Папской буллой от 16 июля 1751 г., изданной по настоянию императрицы Марии Терезии, Аквилейский Патриархат был упразднен, а вместо него образованы 2 архиепископства: Удине (епископства Венеция и Истрия) и Гориция (епископства Комо, Тренто, Педена и Триест).

Искусство

Изучение античных и средневек. руин А. началось уже в XVI в. План древностей был снят в 1693 г.; в 1-й пол. XVIII в. Г. Бертоли раскопал древний баптистерий, часть кладбища, церковь св. Илария Аквилейского и трехнефную церковь святых Феликса и Фортуната. Особенно успешны были работы австр. археологов кон. XIX - нач. XX в.

Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. Епископский комплекс А. лежит в стороне от форума и порта. Его центр - соборная базилика (IX-XI вв., окончена Патриархом Поппо в 1031), в которой в 1908/09 гг. был открыт мозаичный пол прямоугольного трехнефного зала (37´ 20 м). В древности параллельно этому залу с севера располагался второй зал такой же длины. Они соединялись с запада нартексом, образуя П-образный план, не имели апсид, но были сориентированы осью на восток. Северный зал был значительно расширен ок. 345 г. (79´ 31 м), но в 452 г. уничтожен. Мозаика южного зала сохранила изображения животных, рыб и рыбаков в спокойном море (композиция "Иона"), имеет посвятительную надпись еп. Феодору (участнику Собора в Арле в 314); др. части образуют орнаментальную решетку со вписанными в медальоны портретами донаторов и изображениями животных. Южное здание, согласно символике сюжетов, трактуют как зал собраний и баптистерий, а в северном видят собственно церковь. Комплекс относят к предконстантиновскому периоду, считая древнейшим специально возведенным городским храмом Италии, предшественником городских соборов. Существует мнение (Дж. Брузин, П. Зоватто), что резиденция построена на месте дома еп. Феодора: ниже уровня мозаик обнаружены кладки, в которых видят остатки "дома собраний" (что сомнительно, т. к. вблизи есть целый ряд домов, мозаичные полы которых также включают христианские сюжеты). На другом конце порта раскопана еще одна базилика, также с мозаичным полом.

В комплексе существующего собора выделяются романские фрески в круглой крипте кон. XII в. (жития святых Марка, Ермагора и аквилейских мучеников, сцены из жизни Христа и Богородицы); росписи свода апсиды XIII в. (Богородица со святыми, аквилейскими мучениками и донаторами, среди которых имп. Конрад II с сыном Генрихом III и женой Гизелой, герц. Альберт Каринтийский, Патриарх Поппо; сцены жития св. Ермагора); "модель" Гроба Господня - мраморная ротонда, с аркосолием и "погребальной скамьей" внутри, нач. XII в.

О. П. Смирнова, Л. А. Беляев


Фотографии и информация об Аквилее взяты с сайта Православная Энциклопедия


Сайт создан в системе uCoz