Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Аквилея из Православной энциклопедии
|
|
|
Аквилея [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата. А. основана в 181 г. до Р. Х. как колония Рима для контроля пути из Италии в Иллирик между отрогами Альп и Адриатикой. В 168 г. по Р. Х. имп. Марк Аврелий сделал Аквилея главным форпостом северо-восточных рубежей Италии; постепенно город превратился в крупный морской порт и важный торговый центр Средиземноморья. В IV в. Аквилее, население которой доходило до 100 тыс. чел., называли "вторым Римом", здесь находилась одна из временных резиденций зап. императоров. Город погиб в результате варварских нашествий: в 407/8 г. Аквилея была разграблена вестготами Алариха, в 452 г. жестоко опустошена гуннскими ордами Аттилы, а в 590 г. полностью разрушена лангобардами. Спасшиеся жители укрылись на островах окрестных лагун, в т. ч. на месте буд. Венеции.
Местное предание приписывает обращение жителей Аквилеи в христианство евангелисту Марку, хотя документально история Церкви в Аквилее не может быть прослежена ранее III в. Согласно традиции, св. Марк передал паству своему ученику св. Ермагору, акты мученичества которого датируются временем не ранее кон. VI в.; правда, следы этой традиции не обнаруживаются у Руфина и блж. Иеронима, происходивших из этих мест. Предполагают, что предание о св. Марке появилось уже при Патриархах Аквилеи для обоснования их независимости и титулатуры. Характерно, что после Ермагора епископская преемственность прерывается и сведения о следующем предстоятеле, Иларии, относятся только к 276 г. При еп. Фортунациане (ок. 343-369) Аквилею посетил свт. Афанасий Александрийский. Еп. Валериан (369-388) провел в Аквилее Собор против ариан (381), на котором председательствовал свт. Амвросий Медиоланский. Преемник Валериана Хроматий участвовал в споре между Иеронимом и Руфином по поводу отношения к учению Оригена, произнеся вместе с папой и др. епископами анафему на его кн. "О началах". При Валериане и Хроматии Аквилея стала авторитетным церковным центром. В этот период церковная юрисдикция Аквилеи распространялась на территорию Венеции, Истрии, Северо-Западного Иллирика, восточной части Реции Второй и южной части Норика. Богослужебная традиция Аквилейской Церкви имела ряд особенностей, что позволяет говорить о существовании Аквилейского обряда.
Во время спора о "трех главах" еп. Аквилейский Павлин I, принявший ок. 558 г. титул Патриарха и претендовавший на второе после папы место в западной церковной иерархии, отверг осуждение "трех глав" на своем местном Соборе (558), что послужило причиной схизмы. Во время нашествия лангобардов (568) Павлин нашел убежище в Градо. С кон. VI в. территория Патриархата была разделена между Византией и лангобардами. Лангобардские герцоги Фриуля поддерживали схизму в своих интересах, и, когда Патриарх Кандидиан восстановил общение с папой Бонифацием IV (606/7), еп. Фриульский тоже был провозглашен патриархом. Епархия разделилась: Патриархат в Градо - Новая Аквилея - на территории, контролировавшейся Византией, состоял в общении с Вселенской Церковью, а кафедра патриархов-схизматиков, Старая Аквилея, находилась первоначально в Кормонсе, затем (с VIII в.) в Чивидали, в лангобардском Фриуле. Разделение сохранилось и после окончательного прекращения схизмы в связи с осуждением "трех глав" на Аквилейском Соборе 698 г.: церковная область Градо включала северное и восточное побережье Адриатики с Венецией, а Аквилейский Патриархат охватывал лангобардские владения в Северной Италии и Альпийские области. После завоевания королевства лангобардов Карлом Великим епископы Аквилеи перешли под покровительство франкских королей. Павлин II получил от Карла грамоту с подтверждением прав клира Аквилеи избирать себе Патриарха (792). Павлин II участвовал в экспедициях Пипина, короля Италии, против аваров и славян. Летом 796 г. на Дунае епископы Зальцбургский, Пассауский и Патриарх Аквилейский подписали протокол, в котором определялись принципы обращения в христианство славян и аваров. Об активности Аквилейской Церкви в славянском княжестве Карантания (Хорутания; современная территория Словении и Южной Австрии), где епископы Зальцбурга вели миссионерскую деятельность с сер. VIII в., нет практически никаких письменных свидетельств - по крайней мере не существует документа, сопоставимого с созданным в 870/71 г. соч. "Conversio bagoariorum et carantanorum" (Обращение баварцев и хорутан), обосновывающим претензии Зальцбурга на слав. земли. Но некоторые косвенные данные археологии, топонимики, лингвистики, а также литургики позволяют определенно утверждать, что миссионерская деятельность велась из Аквилеи на всей территории Карантании. После смерти Павлина, находившегося в дружеских отношениях с архиепископом Арно Зальцбургским, его преемники Урс (805-810) и Максенций (810-837) стремились к восстановлению Аквилеи в прежних границах, что привело к конфликту с Зальцбургом.
В ходе территориальных споров Урс опирался на синодальный протокол, датируемый временем до лангобардского нашествия, в котором определялось, что обл. Карантании подчинена кафедре Аквилеи, а архиеп. Арно ссылался на более поздние решения пап Захарии (741-752), Стефана II (752-757) и Павла I (757-767), которыми Карантания передавалась в церковное управление Зальцбурга. В 811 г. Карл Великий провел границу между спорящими сторонами по р. Драве: Зальцбург, в 798 г. возведенный в ранг архиепископства, получил земли к северу от реки. При Патриархе Урсе миссионерская деятельность распространилась также на хорватов Далмации. Вероятно, аквилейские миссионеры действовали также в Паннонии и Моравии. Чивидали, насколько можно судить по славянским именам из Чивидальского Евангелия, являлся местом паломничества для славянских предводителей. Аквилея и Венеция наряду с Римом и Константинопол входили в число предполагаемых целей путешествия, предпринятого святыми Кириллом (Константином) и Мефодием для рукоположения своих учеников. Предполагают, что Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык наряду с греческим также и латинские богослужебные тексты, бывшие в употреблении в Аквилее и в землях, охваченных ее миссионерской активностью.
Патриархи Аквилеи с X в. прибегали к помощи германских императоров. В XI в. их могущество достигло апогея и фактически они стали феодальными государями. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканить собственную монету и вел большое строительство. На Римском Соборе 1047 г. Аквилея занимала 4-е место в западной церковной иерархии (после Рима, Равенны и Милана). Но соперничество Патриархов Градо и Аквилеи развивалось не в пользу последних: в 1053 г. папа Лев IX подтвердил юрисдикцию Градо над Истрией и Венецией, ограничив область Аквилеи древними границами лангобардских владений. В XIII-XIV вв., после того как местопребыванием патриархов стал г. Удине, начинается упадок Патриархата, вовлеченного в постоянные политические споры Венеции и империи. В 1445 г. он попал под контроль Венеции (где с 1451 находилась собственная патриаршая кафедра, перенесенная из Градо), а в 1509 г.- Австрии. Папской буллой от 16 июля 1751 г., изданной по настоянию императрицы Марии Терезии, Аквилейский Патриархат был упразднен, а вместо него образованы 2 архиепископства: Удине (епископства Венеция и Истрия) и Гориция (епископства Комо, Тренто, Педена и Триест).
Искусство
Изучение античных и средневек. руин А. началось уже в XVI в. План древностей был снят в 1693 г.; в 1-й пол. XVIII в. Г. Бертоли раскопал древний баптистерий, часть кладбища, церковь св. Илария Аквилейского и трехнефную церковь святых Феликса и Фортуната. Особенно успешны были работы австр. археологов кон. XIX - нач. XX в.
Епископский комплекс А. лежит в стороне от форума и порта. Его центр - соборная базилика (IX-XI вв., окончена Патриархом Поппо в 1031), в которой в 1908/09 гг. был открыт мозаичный пол прямоугольного трехнефного зала (37´ 20 м). В древности параллельно этому залу с севера располагался второй зал такой же длины. Они соединялись с запада нартексом, образуя П-образный план, не имели апсид, но были сориентированы осью на восток. Северный зал был значительно расширен ок. 345 г. (79´ 31 м), но в 452 г. уничтожен. Мозаика южного зала сохранила изображения животных, рыб и рыбаков в спокойном море (композиция "Иона"), имеет посвятительную надпись еп. Феодору (участнику Собора в Арле в 314); др. части образуют орнаментальную решетку со вписанными в медальоны портретами донаторов и изображениями животных. Южное здание, согласно символике сюжетов, трактуют как зал собраний и баптистерий, а в северном видят собственно церковь. Комплекс относят к предконстантиновскому периоду, считая древнейшим специально возведенным городским храмом Италии, предшественником городских соборов. Существует мнение (Дж. Брузин, П. Зоватто), что резиденция построена на месте дома еп. Феодора: ниже уровня мозаик обнаружены кладки, в которых видят остатки "дома собраний" (что сомнительно, т. к. вблизи есть целый ряд домов, мозаичные полы которых также включают христианские сюжеты). На другом конце порта раскопана еще одна базилика, также с мозаичным полом.
В комплексе существующего собора выделяются романские фрески в круглой крипте кон. XII в. (жития святых Марка, Ермагора и аквилейских мучеников, сцены из жизни Христа и Богородицы); росписи свода апсиды XIII в. (Богородица со святыми, аквилейскими мучениками и донаторами, среди которых имп. Конрад II с сыном Генрихом III и женой Гизелой, герц. Альберт Каринтийский, Патриарх Поппо; сцены жития св. Ермагора); "модель" Гроба Господня - мраморная ротонда, с аркосолием и "погребальной скамьей" внутри, нач. XII в.
О. П. Смирнова, Л. А. Беляев
|