География Италии
Города
Области
Природа и климат

История Италии
Древний мир
Средние века
Возрождение
Новое время

История культуры
Культура и философия
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Образование

Италия ХХ-XXI век
Политическое устройство
Италия в I - II мировых войнах
История послевоенной Италии
Экономика Италии
Мафия Италии
Менталитет итальянцев
Кино Италии
Кино об Италии
Кухня Италии

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

Общая характеристика хозяйства Италии

Общая характеристика хозяйства. Италия — страна с высокоразвитой промышленностью, составляющей основу ее экономики, и разнообразной сферы, некоторые отрасли которой имеют мировое значение. По ВВП на душу населения Италия несколько опережает Великобританию, но уступает Германии, Франции и богатым малым европейским странам. В значительной мере Италию тянет назад до сих пор не решенная проблема Юга, но есть и другие проблемы крайне неравномерного экономического развития разных частей страны. Несмотря на многочисленные государственные и частные программы подъема его экономики, Юг, как и прежде, намного уступает Северу и Центру по основным экономическим и социальным показателям. Хотя более 60% экономически активного населения занято в сфере услуг, все же ведущее положение в ее хозяйстве занимает промышленность.

Значительная часть итальянской промышленности находится в руках крупнейших монополий, таких, как ФИАТ, «Монтэдисон», «Пирелли» и др. В то же время в стране существует множество средних, мелких и мельчайших фирм, особенно в легкой и пищевой промышленности, в производстве бытовой электротехники, некоторых видов промышленного оборудования и станков. Именно мелкие предприятия своей активностью и производственной гибкостью помогли итальянской экономике выжить после сильнейшего кризиса 1970-х гг.

Италия выделяется большими размерами государственного сектора в экономике и активной экономической ролью государства. Специализированные государственные органы (холдинги ИРИ, ЭНИ и др.) участвуют в акционерных обществах. Многие крупные промышленные предприятия созданы в соответствии с государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем.

В отличие от многих других стран, в Италии бросается в глаза диспропорция между добывающей и обрабатывающей промышленностью.

Добывающая промышленность невелика: полезные ископаемые разнообразны, но промышленных запасов осталось мало. Многие месторождения разрабатываются так давно, что уже истощились. Так, железную руду на острове Эльба добывали еще этруски за много веков до нашей эры, но ее разработка прекратилась только в 1982 г. Все же Италия относительно богата свинцово-цинковыми и другими полиметаллическими рудами, которые добывают в Тоскане, на острове Сардиния и в северо-восточных Альпах начиная с эпохи бронзы и по настоящее время. В значительной мере истощились месторождения бокситов: добыча их сократилась с 26 тыс. т в 1982 г. до 11 тыс. т в 1995 г. Богатейшие месторождения ртути в Тоскане перестали разрабатываться 20 лет назад из соображений экологической безопасности. В 1986 г. полностью прекращена добыча серы, которой так славилась прежде Сицилия. До сих пор добывают калийную и каменную соль и асфальт на Сицилии. Практически неистощимы запасы строительных и отделочных материалов — мрамора, гранита, туфа, травертина и сырья для цементной промышленности (честь изобретения цемента принадлежит древним римлянам).

Действительно бедна Италия энергетическим сырьем: лишь 15% потребляемой энергии она получает за счет собственных запасов, остальное — главным образом из импортной нефти. Поэтому так важны для страны небольшие месторождения газа и нефти на Паданской равнине, на прибрежных отмелях Адриатики и вблизи острова Сицилия.

Некоторые виды ресурсов связаны с имеющимися в стране явлениями вулканизма: это не только строительные материалы вулканического происхождения (туф, травертин, пуццолан), но и горячие источники, на которых выросли многие бальнеологические курорты мирового класса, подземные термальные воды, используемые для получения электроэнергии (первые в мире геотермальные электростанции были построены именно в Италии — в Лардерелло, Тоскане — в 1908 г.), а также почвы вулканического происхождения, благоприятные для выращивания прежде всего винограда.

Одним из важных ресурсов для развития экономики Италии можно считать ее климат, благоприятный как в целом для жизнедеятельности человека, так и для развития прежде всего крупной индустрии туризма. Средиземноморский климат позволяет выращивать огромное разнообразие сельскохозяйственных культур.

Почти полностью используется в Италии такой природный ресурс, как энергия бурных горных рек. Именно поэтому свыше 70% гидроэлектроэнергии вырабатывается на Севере Италии — на альпийских реках.

Обрабатывающая промышленность Италии (см. рис.) работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, в которой выделяется по масштабам и уровню развития машиностроение. Значительны также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

Рис. Обрабатывающая промышленность Италии

В последние десятилетия существенно изменилась структура итальянской энергетики. Ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает 60% всей потребляемой энергии. На втором месте по значению стоит природный газ (16%), затем каменный уголь и лигниты (8,5%) и гидроэнергия. Италия первая в Европе начала строить атомные электростанции в 1950-х гг. и первая же их закрыла в результате всенародного референдума в 1987 г., напуганная чернобыльской катастрофой.

На ввозимой морским путем нефти здесь выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Нефтеперерабатывающие заводы расположены главным образом рядом с портами, куда доставляется танкерами нефть из стран Ближнего Востока, Северной Африки и России. В Северной Италии сооружена разветвленная сеть нефтепроводов, поэтому там нефтеперерабатывающие заводы построены вдали от портов, ближе к потребителю, т.е. к крупным промышленным центрам. Особенно их много в Миланском промышленном районе. К тому же в Северной Италии обнаружены и свои месторождения нефти — Галлиате, Трекате в Пьемонте, Малосса в Ломбардии. Однако в Италии ежегодно добывается всего около 5 млн т нефти, что обеспечивает лишь малую часть потребностей в ней. Каждый год нефтеперерабатывающие заводы Италии могут перерабатывать около 80 млн т нефти (мощности — 99 млн т). Самые крупные из них находятся в северных городах Трекате, Саннадзаро-де-Бургонди, Кремона, Мантуя, Маргера, Буссало (Генуя), Специя, Равенна и др., а также на Юге — в городах Таранто, Милаццо, Аугуста, Джела, Приоло-Гаргалло, Саррох. На Сицилии, на берегу залива Аугуста расположен мощный узел нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, состоящий из нескольких заводов.

Жизненно важна для хозяйства Италии электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 72 млн кВт (1995 г.). Ежегодно в стране вырабатывается около 230 млрд кВт-ч. электроэнергии. Большую часть ее получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте. Главный производитель и потребитель электроэнергии — Северная Италия.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень заметна в черной металлургии. Итальянская металлургия ежегодно дает 24—28 млн т стали и 10—12 млн т чугуна. Из имевшихся ранее четырех металлургических комбинатов полного цикла в настоящее время осталось три — в Таранто (крупнейший), Корнильяно (Генуя) и Пьомбино. Около 60% стали получают в электропечах, остальное — в конверторах.

Большинство сталеплавильных и прокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных центрах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. Итальянская черная металлургия специализирована на мировом рынке на производстве наиболее сложной продукции — тонкой холоднокатаной стали, труб большого диаметра и др.

В черной металлургии выделяются те направления, которые лучше обеспечены местными рудными запасами (выплавка свинца, цинка и ртути) или же традиционные отрасли, перешедшие на импортное сырье в результате выработки местных ресурсов (алюминиевая промышленность).

Алюминиевая промышленность ориентируется в своем размещении на богатые электроэнергией районы Северо-Востока (альпийские центры Больцано, Мори и Фельтре) и на крупный глиноземный завод в пригороде Венеции — Маргере. Сравнительно новый и крупный алюминиевый завод действует в Порто-Весме, на Сардинии. Многочисленные заводы по производству вторичного алюминия разбросаны по всей стране, но главный центр этого производства — Милан с примыкающим к нему городом Падерно-Дуньяно. Производство алюминия снизилось с 208 тыс. т в 1994 г. до 193 тыс. т в 1996 г.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные — из месторождений Сардинии и Альп и дает ежегодно 120—130 тыс. т свинца и 250—270 тыс. т цинка. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Портовесме, Понтеносса, Кротоне, Порто-Марге-ра). В качестве вторичного продукта там получают кадмий. Свинцо-воплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождения полиметаллических руд, а также в крупных промышленных центрах Ломбардии. В качестве вторичного продукта на свинцовоплавильных заводах получают серебро (110— 120 т в год).

Крупнейшие медеплавильные заводы, которые производят около 86 тыс. т рафинированной меди и 106 тыс. т медных сплавов (1996 г.), расположены в городах Пьеве-Вергонте, Маргера, Брешия и др.

Ведущая отрасль итальянской промышленности — машиностроение. В нем занято свыше 2,2 млн чел., оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. По масштабам и уровню развития особенно выделяется автомобилестроение, в котором занято 130 тыс. чел. Италия — один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Ежегодно выпускается 1,3—1,5 млн легковых автомобилей и около 200 тыс. грузовых автомашин и автобусов. Большую часть автомобильного производства (свыше 1 млн автомобилей в год) монополизировал концерн ФИАТ — самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших в мире.

ФИАТ называют «империей в республике». Его деятельность очень многообразна. Он владеет несколькими компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта и судоходства, ему принадлежит туринская газета «Стампа», гостиницы, крупные магазины, стадионы и многое другое. У этой «империи» есть и своя «столица» — Турин, где расположены важнейший автомобильный завод «Мирафьори», многочисленные вспомогательные и побочные производства. Турин — также мировая столица автомобильного дизайна. Постепенно влияние ФИАТ распространилось далеко за пределы Турина. Его заводы есть в Ломбардии (близ Милана), в Кампании (под Неаполем), на Сицилии (в Термини-Имерезе). Специалисты ФИАТ участвовали в создании автозаводов во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. В разных странах ФИАТ имеет свои филиалы.

ФИАТ оставил немного места в автомобильном производстве другим фирмам — «Феррари» и «Мазерати», известным своими дорогими спортивными машинами (в сумме около 4 тыс. автомашин в 1996 г.); «Аутобьянки», «Альфа-Ромео» и «Ланча» (в 1996 г. — 250 тыс. автомобилей) вошли в состав ФИАТ. Он же — главный производитель тракторов, особенно гусеничных, по экспорту которых страна занимает 1-е место в мире. Это связано с преобладанием здесь сельскохозяйственных угодий, расположенных на склонах холмов и гор. На этом производстве специализируется один из важнейших сельскохозяйственных районов — Эмилия-Романья, а также Турин, Милан и другие города Северной Италии. Дочерняя фирма ФИАТ — РИВ почти целиком монополизировала высокоразвитое в Италии производство шарикоподшипников, сосредоточенное в Турине и его пригородах. Специалисты этой фирмы в 1930-е гг. участвовали в создании 1-го ГПЗ в Москве.

Италия была первой страной, начавшей производство мотороллеров. Наиболее известный завод по выпуску мотоциклов и мотороллеров находится в маленьком тосканском городе Понтедера. Почти все другие заводы этой отрасли сосредоточены на севере страны.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Со временем менялась техника судостроения и его продукция. Заметные изменения происходили даже в последние десятилетия: меньше стали выпускать танкеров, больше — контейнеровозов, судов смешанного типа, платформ для подводного бурения и судов для подводных исследований. Самые крупные в стране судоверфи находятся в городе Мон-фальконе, на Адриатическом море, а также в Порто-Маргере и Анконе. Старейший район итальянского судостроения — Лигурийское побережье (Генуя-Сестри, Рива-Тригозо, Специя, Пьетра-Лигуре, Ливорно, Виареджо и др.). На Юге главные судостроительные центры — Кастелламаре-ди-Стабия (близ Неаполя) и Палермо.

Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии (заводы в Милане, Брешии, Болонье и других северных городах). Производство станков, электротехники, конторского оборудования и другие традиционные отрасли ныне тесно связаны с электронной промышленностью.

Самый мощный в стране узел электротехнической промышленности — Милан с окружающими его провинциями Комо, Варесе и Берга-мо. В последние десятилетия заводы электротехники появились и на Юге — в Неаполе и Бари. Италия стоит на 3-м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин («Дзанусси», «Индезит» и др.). Бытовая электротехника производится в Милане, Турине, Специи и Неаполе и более мелких центрах — Порденоне, Конельяно, Форли и др.

Электронная промышленность в Италии бурно развивалась и достигла больших успехов. Здесь производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует и в этом производстве, в Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге — Неаполь и его окружение.

По всему миру расходятся пишущие и счетные машины из небольшого пьемонтского города Ивреа, где, подобно ФИАТ в Турине, царит компания «Оливетти». Ее заводы действуют также в Турине, Милане, близ Неаполя.

Такие города, как Павия, Монца, Милан, Турин, а также Таранто на Юге, т.е. старые центры текстильной и швейной промышленности, известны теперь и как центры производства швейных машин.

До начала энергетического кризиса 1970-х гг. бурно развивалась итальянская химическая промышленность. По темпам роста ее обгоняла лишь японская химия. На привозной нефти появились новые районы химической промышленности — на северо-востоке Италии, на Юге и на островах.

В итальянской химии господствуют один из крупнейших химических концернов мира — «Монтэдисон» и государственное объединение ЭНИ. Химическая промышленность Италии специализируется в основном на производстве пластмасс и химических волокон. Выделяются также лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. С каждым годом итальянские химики производят все более сложную продукцию.

Сохранилось в Италии (Лигурия, Сицилия и Калабрия) и одно из ее традиционных производств — получение натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Только в Италии и только в Калабрии производят знаменитую эссенцию из плодов бергамота (один из видов цитрусовых), используемую, в частности, в чайной и кондитерской промышленности и парфюмерии.

Химическая индустрия сосредоточена в основном на Севере, особенно в Ломбардии, где расположен старейший район химической промышленности — Милан и окружающие его города — Ро, Новара, Трекате, Чезано-Мадерно и др. В Северной Италии выделяются также нефтехимические комбинаты в Мантуе, Равенне, Ферраре, Пор-то-Maprepe. Химическая промышленность Центральной Италии специализируется на производстве неорганических химикатов из местных пиритов, поваренной соли и т.п. Нефтехимические комбинаты Юга в городах Приоло, Джеле, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе свою продукцию (пластмассы, лаки, краски, синтетический каучук, химическое волокно) отправляют в другие районы страны или на экспорт.

Азотные удобрения выпускают в Новаре, Мерано, Монторо на Севере Италии, а также в Бусси и Кротоне на Юге на базе нефти и газа, а калийные — в Порто-Эмпедокле — на базе сицилийских месторождений калийной соли.

Фармацевтическая промышленность характерна прежде всего для Северной Италии, особенно она развита в Милане, Брешии, Турине. Много фармацевтических фабрик в Риме и окружающих его небольших городах.

Одна из старейших отраслей промышленности страны — текстильная. Еще в старину Италия славилась своим бархатом, шелком, сукном и тканями из конопли. В наши дни численность текстильщиков резко упала, но ткани и теперь составляют 1/10 часть экспорта страны (из хлопка, шерсти, шелка, искусственных и синтетических волокон, джута, льна и смешанных волокон). Хлопчатобумажные фабрики, на которых работают 43 тыс. чел., рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды и электроэнергии. Более четверти всего хлопка поступает на итальянские фабрики из Узбекистана, а также из Туркменистана, Греции, США и других стран. Шерстяная промышленность, в которой заняты 91 тыс. чел., также работает на импортном сырье (из Австралии, Франции, Новой Зеландии, ЮАР). Она издавна сосредоточена в Пьемонте, Венето и Тоскане. Тосканский город Прато — старейший в мире и крупнейший в Италии центр этого производства. Традиционное для страны шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда — близ городов Комо, Тревизои в области Кампания. Синтетические ткани в большом количестве производят на Юге.

Италия — пионер производства трикотажных изделий и главный в Европе их поставщик. Оно выросло в послевоенное время из паломничества по деревням, особенно в Эмшши-Романье. Теперь здесь действуют крупные трикотажные фабрики, в частности в городах Модена и Карпи, но по масштабам производства Эмилию-Романью обогнали Ломбардия и Пьемонт.

Италия — первый мировой поставщик одежды на мировой рынок. Она также занимает 1 -е место в мире по экспорту обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, — итальянская. Италия вместе с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви (главные центры — Милан и Турин). В Милане проводятся международные обувные ярмарки. Италия производит самые знаменитые в мире фетровые шляпы (Алессандрия), шелковые галстуки (Турин), спортивную, в том числе горно-лыжную, обувь.

Из бесчисленных мелких полукустарных предприятий, непосредственно связанных с сельским хозяйством, родилась пищевая промышленность, третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и третья по числу занятых (около 500 тыс. чел.) после машиностроения и текстильной промышленности. Самые крупные, технически современные производства пищевой промышленности — консервное (особенно консервирование томатов и фруктов), сахарное и макаронное. Италия поставляет на мировой рынок виноградное вино (обычно делит первое-второе место в мире с Францией), оливковое масло С/з мирового производства), сыр. Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На Юге выделяется Неаполь и его окружение.

Благодаря обилию сырья, сложилась мощная промышленность строительных материалов. Производство цемента дает 20% западноевропейской продукции. Самые крупные цементные заводы расположены у подножия Альп, а также вокруг Неаполя, в Таранто и Порто-Торресе. Широко распространено изготовление художественных и технических фарфоровых и фаянсовых изделий. Родина фаянса — город Фаенца в Эмилии-Романье и сейчас остается крупным центром этого производства. Художественным стеклом, как и в эпоху Возрождения и в более поздние века, славится Венеция. По-прежнему его выдувают в тесных стенах старинных фабрик на острове Мурано. Но стекольная промышленность Италии — не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло и пр.

Сельское хозяйство Италии, несмотря на благоприятные природные условия и многовековой крестьянский опыт, дает только 6% национального дохода. Сельское хозяйство обеспечивает потребности в продовольствии на 80%. В рамках ЕС Италия с трудом отстояла свою традиционную специализацию на производстве фруктов, овощей и винограда.

Преобладают мелкие крестьянские наделы. Крупные хозяйства более всего типичны для Паданской равнины. Гористость мешает применению современной сельскохозяйственной техники. В полной мере ее могут использовать лишь обширные равнинные хозяйства Севера. Там же в большей степени применяются и удобрения. Многие сельскохозяйственные районы Италии нуждаются в искусственном орошении, но как раз меньше всего оно используется там, где наиболее необходимо—в Центре и на Юге.

Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство. Более 1/3 всех сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен — зерновые культуры. Наибольшие урожаи пшеницы собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля — в Апулии и Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление макарон. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины выращивают кукурузу, на орошаемых землях западной части Паданской равнины и в низовьях По — рис. Итальянский рис экспортируется во многие европейские страны и наряду с макаронами входит в состав национальных блюд итальянцев (ризотто и др.).

Большинство традиционных бобовых культур теперь все больше идет на корм скоту, только благородный зеленый горошек сохраняет пищевое и даже экспортное значение. Во многих районах страны, но особенно в Кампании, выращивают картофель.

В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом грунте и в теплицах, на Севере и на Юге выращивают самые разнообразные овощи: помидоры, капусту, салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Более '/3 всего сбора овощей (4,6 млн т ежегодно) составляют помидоры (2-е место в мире после США). С наибольшим размахом овощеводством занимаются в Эмилии-Романье, Кампании и Алулии.

Более половины всего урожая сахарной свеклы, важнейшей технической культуры Италии, собирают в низовьях По, особенно в провинции Ровиго.

Италию недаром называют «первым садом Европы». Каждый год ее плодородная земля дает 5,5 млн т самых разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, абрикосов, черешни, инжира и др. Около 60% всех фруктов выращивается в специализированных фермерских хозяйствах на Севере, в Тоскане и Кампании. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук.

Италия — один из крупнейших в мире и второй в Средиземноморье после Испании производитель цитрусовых (около 3,5 млн т ежегодно). Почти весь урожай дают небольшие плантации на Юге, особенно на Сицилии и в Калабрии. Выращивают в Италии не только всем известные апельсины, мандарины, лимоны и грейпфруты, но и менее распространенные виды — бергамот, кинотто, лиметту и др.

С незапамятных времен выращивают в Италии виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Здесь огромное разнообразие его сортов — около 250. Нельзя представить себе итальянский пейзаж без виноградников. Часто виноград сочетают с другими культурами, заставляя, например, виться лозу вокруг стволов фруктовых деревьев.

Такая же древняя и типично итальянская культура — олива. Ее не встретишь лишь на крайнем северо-западе да в высокогорье. Подобно винограду, она выращивается и в специализированных хозяйствах, и в сочетании с другими культурами. По сбору винограда (9,5 млн т), производству вина (56 млн гл) и оливок (3,2 млн т) Италия в 1995 г. занимала 1-е место в мире. Самая виноградная и одновременно самая масличная область Италии — Апулия.

Важная экспортная отрасль итальянского сельского хозяйства — цветоводство. За границу вывозят живые цветы, семена, луковицы и сырье для парфюмерной промышленности.

В последние десятилетия повышается значение животноводства, но оно по стоимости продукции уступает растениеводству. В Италии редко увидишь крупное стадо коров. Большинство хозяйств имеют не больше 10 голов крупного рогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на Севере, где больше лугов — равнинных и альпийских. Повышение спроса на баранину вызвало рост поголовья овец; главная овцеводческая область, как и раньше, — Сардиния. В Эмилии-Романье и Ломбардии разводят свиней на отходах сахароварения. Вблизи больших городов много крупных птицеферм.

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова анчоусов, скумбрии, сардин, тунцов, а также «фрутти ди маре», т.е. разнообразных моллюсков и крабов, добывается в адриатических водах. Переработка всех этих продуктов ведется на небольших прибрежных консервных заводиках.

В последние годы в Италии, как и в других экономически развитых странах, идет так называемый процесс терциаризации, т.е. усиления третичного сектора экономики, или сферы услуг. В ней занято 61 % экономически активного населения. Сюда входят работники транспорта, банков и других финансовых учреждений, торговли, гостиниц, образования, здравоохранения и других непроизводственных профессий. Очень важное место в третичном секторе занимают счетные, информационные, консультативные услуги предприятиям. В последние годы растет значение еще и «четвертичного» сектора — информации, связи и управления.

Для Италии, вытянутой с севера на юг почти на 1300 км, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре и расположенной на пересечении многих международных путей сообщения, огромную роль играет транспорт — как внутренний, так и внешний, международный. Более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозятся автомобильным транспортом. Особенно хорошо обеспечена автодорогами Северная Италия. В стране сосредоточена 1/4 всех европейских автострад, в том числе и старейшая в мире автострада Милан — Варесе, построенная в 1924 г. Главная транспортная артерия страны — Автострада Солнца, идущая с севера на юг — от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги в 1990-е гг. были в значительной мере модернизированы. Построены скоростные линии Турин — Милан — Болонья — Флоренция — Рим — Неаполь и Милан — Генуя, строятся новые скоростные дороги Милан — Венеция — Триест и Неаполь — Салерно.

Из имеющихся 19,5 тыс. км железных дорог электрифицированы более половины.

Морской транспорт Италии играет очень важную роль не только во внешней торговле страны: на каботажных линиях перевозится много пассажиров и грузов. В итальянском торговом флоте более трети судов — нефтеналивные танкеры. Из 144 итальянских портов самый крупный — Генуя, его грузооборот — около 40 млн т в год. Это один из важнейших портов на всем Средиземноморье, аванпорт Швейцарии. Второй по грузообороту — Триест, не только нефтяной, но и кофейный порт: через него идет импорт кофе в Европу.

Роль главного международного пассажирского порта (по объему пассажироперевозок — 850 тыс. чел. в год) перешла от Неаполя к Бриндизи, связанному паромом с Грецией. Неаполь сохраняет традиционное первенство в каботажных связях Апеннинского полуострова с островами и с остальными итальянскими портами (свыше 5 млн пассажиров в год).

Большую роль в вытянутой с севера на юг Италии играют внутренние авиационные перевозки. Через аэропорты Рима и Милана проходят важные международные авиалинии.

Для Италии очень важна внешняя торговля. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства работают на внешний рынок. Около 10% итальянского экспорта составляют автомобили и запасные части к ним. Вывозят также различную аппаратуру, в том числе электронную, пишущие и счетные машины, различное оборудование для промышленности, продукцию металлургической, химической, пластмассовой промышленности, ткани, одежду, обувь, бумагу, мебель, разнообразную сельскохозяйственную продукцию, особенно вина, фрукты и овощи (свежие и консервированные), макаронные и кондитерские изделия.

В то же время Италия нуждается во многих видах топлива и сырья, в некоторых видах продовольствия и промышленной продукции. Поэтому раньше для страны было характерно отрицательное сальдо внешней торговли, покрывавшееся доходами от международного туризма и других услуг. Однако снижение потребления энергии и сырья на единицу продукции, появление новых технологий и материалов обеспечили Италии с 1993 г. положительный и устойчиво увеличивавшийся баланс внешней торговли. В итальянском импорте ныне по стоимости преобладают автомобили, нефть, металл и пластмассы. Больше всего Италия торгует со странами ЕС, особенно с Германией и Францией, а также с США и с нефтедобывающими странами Ближнего Востока и Северной Африки.

Италия — один из пионеров массового международного туризма и ныне занимает по числу иностранных туристов 2-е место в мире после Франции. По числу мест в гостиницах, кемпингах и т.п. Италия стоит на 1-м месте в Европе и на 3-м — в мире. В 1995г. в Италии путешествовали и отдыхали около 68 млн туристов, из них 28 млн — из других стран, главным образом из Германии, Франции и США.

Большая часть туристов стремится отдохнуть на берегу теплого моря, отрешиться от повседневной суеты на каком-нибудь уединенном островке или, напротив, в густой толпе других туристов насладиться красотами острова Капри или подняться на крышу Миланского собора. В последние годы очень многих привлекает отдых в горах. В Альпах построено много горных курортов, горно-лыжных станций или просто «вторых домов» для обеспеченных горожан Северной Италии. Чем выше горы, тем из более дальних мест приезжают сюда на отдых. Многие альпийские курорты (Кортинад'Ампеццо, Сестриере, Мерано и др.) стали международными спортивными центрами. В средневысотных же Апеннинах развит не столько иностранный туризм, сколько местный.

Но даже те туристы, которые приезжают в Италию, для того чтобы позагорать на пляже, не могут упустить возможности хотя бы прикоснуться к огромным богатствам ее культуры и истории. Многие же едут специально, чтобы посмотреть величественные руины античного Рима или возвышающийся над крышами Флоренции купол Брунеллески, медленно прокатиться в гондоле мимо дворцов Канале Гранде в Венеции, побывать в феврале на Венецианском карнавале, или на концертах Флорентийского Мая, или же на спектакле прославленного театра «Ла Скала». Огромное количество церквей Италии привлекает не только религиозных паломников, но и любого человека, интересующегося архитектурой, скульптурой, живописью. По числу памятников истории и культуры Италия занимает 1-е место в мире, далеко опережая все остальные страны.

Региональные различия. Долгое время Италия, которая не отличается ни компактностью территории, ни природным, социальным или экономическим единообразием, традиционно делилась на Северную (области Ломбардия, Пьемонт, Валле-д'Аоста, Лигурия, Тренти-но-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Венето и Эмилия-Рома-нья), Центральную (области Тоскана, Лацио, Умбрия и Марке) и Южную (Абруцци, Молизе, Кампания, Калабрия, Апулия, Базиликата и островные области Сицилия и Сардиния). Однако такое экономико-географическое районирование нельзя считать однозначным и тем более — вечным.

Различия в уровне экономического развития наблюдаются не только между Севером и Югом, но и в их пределах. Так, западная и восточная части Северной Италии различаются по характеру экономики, а в прежние годы — и по уровню ее развития, поэтому нередко их выделяют в отдельные районы: индустриальный Северо-Запад и индустриально-аграрный Северо-Восток. Иногда в отдельный район выделяли и островные области Сицилию и Сардинию.

Северо-Запад неизменно остается индустриальным ядром страны и самой развитой ее частью. Каркас этого района — «промышленный треугольник» Милан — Турин — Генуя с крупными частными и государственными предприятиями разнообразной промышленности, мощным и современным третичным сектором. Начиная с эпохи ранней индустриализации, Северо-Запад играл роль гегемона, а в некоторых отношениях даже колонизатора по отношению к полуостровной и островной Италии. Значительная его часть входит в главное ядро наиболее развитых регионов Западной Европы, полумесяцем протянувшееся от Юго-Восточной Англии до Ломбардии (европейский «банан»). Характерной особенностью его развития за последние десятилетия можно считать индустриализацию и урбанизацию обширных сельскохозяйственных территорий, прежде разделявших промышленные центры Миланской и соседней с ней провинций, что привело к созданию почти сплошной урбанизированной зоны в центральной части Ломбардии. Именно на Северо-Западе возникло большинство влиятельных политических движений страны; он отличался наиболее организованным рабочим движением, здесь были особенно сильны профсоюзы. Спектр политических предпочтений избирателей наиболее широк.

Северо-Восток, с которым по характеру хозяйства сходна северная часть Адриатического побережья, особенно север области Марке, неоднороден по уровню хозяйственного развития. Для этого региона всегда была характерна, за отдельными исключениями, мелкая и средняя промышленность. Однако в 1960—1970-е гг. в нем было построено множество крупных предприятий нефтепереработки и нефтехимии, энергетики, алюминиевой промышленности, использовавших в основном привозное топливо и сырье. Население Северо-Востока, за исключением Эмилии-Романьи, отличается более высокой, чем в соседних районах, религиозностью («белая Италия»), и ранее значительная часть избирателей голосовала здесь за христианских демократов.

Центр (области Тоскана, Умбрия, Марке и Л ацио) характеризуется в целом более гористым рельефом, чем Северо-Восток, что долгое время сдерживало развитие крупного производства. Этот район ранее традиционно специализировался главным образом на отраслях легкой промышленности — текстильной, обувной, мебельной, а также пищевой; в них резко преобладали малые и средние предприятия. Тоскана, Умбрия и Марке, наряду с Эмилией-Романьей, составляли «красный пояс» Италии, в котором коммунистическая партия всегда набирала наибольшую в стране долю голосов. Главный город Центральной Италии Рим стал столицей страны в силу исторических традиций, подобно Афинам, и в отличие от Парижа и Лондона никогда не был значительным промышленным узлом. После объединения Италии Рим быстро рос благодаря своим административным и международным функциям и как главный в стране центр туризма, привлекающий многочисленных путешественников своими богатейшими музеями, античными руинами и памятниками эпохи Возрождения. Рим в административных границах (а не в границах агломерации) — самая крупная коммуна страны, насчитывающая 2,6 млн жителей.

Примерно со второй половины 1970-х гг. и на Северо-Востоке, и в Центре развернулись сходные процессы так называемой диффузной индустриализации. Основой для них послужила густая сеть малых и средних городов, давние традиции ремесленного труда и предпринимательства у многочисленных владельцев малых и средних предприятий, в том числе семейных, их гибкость и узкая специализация, обеспечивающие высокое качество продукции и устойчивость производства даже при падении спроса. На новом этапе развития мирового хозяйства эти преимущества повысили конкурентоспособность старых отраслей и стимулировали возникновение новых. Они появились благодаря субподрядам крупных машиностроительных и иных компаний «промышленного треугольника», стремившихся вывести часть производства из крупных городских агломераций с их сложными социальными, транспортными и экологическими проблемами, усилить его гибкость, чаще обновлять номенклатуру товаров. Именно Северо-Восток и Центр, которые иногда называют «третьей Италией», в последние десятилетия за счет малых и средних предприятий отличались самыми высокими темпами роста промышленности и хозяйства в целом. Во многих городах быстро увеличивалось и население.

Крупнейшая общенациональная проблема Италии — пресловутая «проблема Юга», возникшая практически одновременно с созданием единого итальянского государства. Дуализм (противоречие между Севером и Югом) территориальной, экономической, политической и социальной структуры накладывает глубокий отпечаток на любые процессы, происходящие в Италии. В течение многих столетий выгодное географическое положение Севера Италии на путях из Западной Европы на Восток, благоприятный климат, плодородные почвы, густое население и другие факторы способствовали его более быстрому экономическому и культурному развитию по сравнению с центральными и особенно южными районами страны. С начала 1950-х гг. итальянское государство прилагало огромные усилия для подъема Юга: был принят даже специальный закон, обязывавший всех инвесторов направлять не менее 40% своих вложений в южные области. За счет государства или при его активном участии на Юге было построено множество крупнейших в стране предприятий, в основном тяжелой промышленности, коренным образом модернизированы дороги и другая инфраструктура. Однако новые заводы чаще всего оставались «соборами в пустыне», т.е. были связаны главным образом не с местной экономикой, а со своими северными смежниками, и не смогли придать развитию хозяйства Юга импульс, достаточный для преодоления его отставания. Избиратели большей части Юга по-прежнему весьма консервативны. Тем не менее облик многих южных районов, в основном вблизи Неаполя и других крупных городов, где уже сложились предпосылки успехов в экономике, сильно изменился. Но одновременно выросли и контрасты внутри самого Юга.

Италия // Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. д-ра геогр. наук, проф. С.Б. Лаврова, канд. геогр. наук, доц. Н.В. Каледина. — М.: Гардарики, 2002 - С. 505-521.



Сайт создан в системе uCoz