Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Итальянская кинематография - История
Краткий очерк
(Сост. Вера Смирнова)
|
|
|
Первые итальянские фильмы «Прибытие поезда на Миланский вокзал», «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке» были сняты в 1885 г. Однако годом рождения итальянского кино считается 1904, когда в Турине была создана первая в Италии киностудия хроникально-документальных фильмов. И почти одновременно появились первые кинофирмы, выпускавшие художественные картины на исторические и литературные сюжеты, а также комедии и мелодрамы.
В 1912-1913 гг. Италия занимает положение ведущей кинематографической державы. Это годы наибольшего расцвета Итальянского немого кино. Однако взлёт его был стремительным и недолгим. К 1914-1915 гг. оно уже пережило свой «золотой век», ошеломив не только итальянского, но и зарубежного зрителя красотой первых кинозвёзд, уморительными «Похождениями Критинетти» в исполнении французского комика А. Дида, роскошью и постановочными эффектами таких псевдоисторических колоссов из времён Древнего Рима, как «Камо грядеши» Э.Гуаццони или «Кабирия» Дж.Пастроне. Эти и подобные им фильмы, пользовавшиеся огромным коммерческим успехом, совершенно заслонили по-настоящему значительные картины – «Затерянные во мраке» Н.Мартольдо и «Ассунта Спина» Г.Серены, которые стали первыми вехами на пути итальянского реалистического киноискусства.
Кризис кинематографии начался одновременно со вступлением страны в первую мировую войну, а после установление фашистской диктатуры в 1922 г. итальянские фильмы исчезли с мирового экрана более чем на 20 лет, превратились в факт «местного значения». Большинство режиссёров снимали псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы из жизни высшего света. И только уже перед самой второй мировой войной и во время войны стали появляться такие правдивые, искренние картины, такие как «Плач христовых невест» Д.Поцци-Беллини, «Четыре шага в облаках» А.Блазетти, «Одержимость» Л.Висконти, «Дети смотрят на нас» В. Де Сика. Эти картины предвещали приход неореализма.
Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 40-50-х гг., оказавшим влияние на развитие всего послевоенного кинематографа. Возникнув на волне Сопротивления, в обстановке подъёма демократического движения, неореализм объединил самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво рассказать о настоящей жизни Италии, её народа.
Манифестом нового итальянского кино стал фильм Роберто Росселлини (1906-1977) «Рим – открытый город», пронизанный духом антифашистского единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Первые фильмы неореализма («Пайза» Р.Росселлини, «Солнце ещё всходит» А.Вергано) черпали сюжеты и образы в движении сопротивления. Следующие («Трагическая охота», «Горький рис», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов» Дж. Де Сантиса, «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д» Де Сики, «Земля дрожит» Л.Висконти и др.) Рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи. Те же проблемы ставились и в неореалистических комедиях типа «Полицейские и воры» Стено и М.Моничелли, «Два гроша надежды» Р.Кастеллани, в сатирической киносказке Де Сики «Чудо в Милане». Но типичные бытовые и даже трагические мотивы получали в них оптимистическое звучание, в духе жизнеутверждающих традиций народного искусства.
Неореализм – произвёл подлинную революция в итальянском киноискусстве. На экраны Италии хлынула настоящая жизнь. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах – свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных италийских пейзажей – трущобы бедняцких кварталов. Провозгласив принцип достоверности, режиссёры вышли из павильонов. Фильмы снимались на натуре: на улицах, в разорённых деревнях, на рабочих окраинах. В некоторых из них вместо профессиональных актёров играли рабочие и крестьяне, сюжетами служили истинные происшествия, факты из газетной хроники. Последовательным сторонником такого документального стиля был писатель и сценарист Ч.Дзаваттини. Однако не все режиссёры строго придерживались этого принципа. Так, Джузеппе Де Сантис, один из «отцов» неореализма, допускал и выдуманный сюжет, и вымысел, и увлекательную интригу. Почти все его ранние фильмы построены на детективной основе. При всём разнообразии творческих стилей, мировоззрения, культурного и политического опыта режиссёрам было свойственно и то общее, что делало их неореалистами: правдивое воссоздание современной действительности, антибуржуазная направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, большая или меньшая степень документализма.
Неореализм произвёл революцию не только в тематике и поэтике итальянских картин, но и в манере актёрской игры. С этого времени ведёт свою историю и современная школа киноактёра, отличающаяся естественной и эмоциональной манерой исполнения. Мировую славу по праву заслужило искусство А.Маньяни (1908-1973), выдающейся актрисы итальянского театра и кино, Э.Де Филиппо, не только актёра, но и прославленного драматурга и режиссёра, М.Джиротти, Р.Валлоне, Дж.Мазины, С.Мангано, А.Фабрици, одного из замечательных комиков – Тото. Они правдиво воплотили на экране национально-народные характеры, создали незабываемые образы простых итальянцев.
Неореалисты заложили фундамент здания современного итальянского кинематографа, однако процесс развития традиций неореализма не был простым. Начало 50-х. гг. в Италии – время политического и экономического кризиса, наступления католической реакции. И хотя в стране продолжалось демократическое движение, часть итальянских художников, разочаровавшись в надеждах на прогрессивные преобразования общества, отошли от активной гражданской позиции. Некоторые режиссёры продолжали работать в традициях классического неореализма. Но в новых условиях их фильмы утеряли тот революционный порыв, которым были пронизаны первые неореалистические ленты. Кроме того, итальянские власти развернули кампанию по борьбе с неореализмом. Они преследовали прогрессивных деятелей кино, организовали массовое производство фильмов-подделок, копировавших внешнюю форму неореалистических картин, но лишённых их социального, критического содержания.
Поиски новых путей развития итальянского кино в 50-е гг. шли по пути углубления анализа отношений между людьми, отчуждённости человека в современном мире. К этой теме обращаются и уже признанные классики – Р.Росселлини и Л.Висконти, и дебютировавшие в нач. 50-х М.Антониони и Ф.Феллини – будущие крупнейшие мастера мирового кино, с творчеством которых связан следующий этап не только итальянского, но и мирового киноискусства в направлении философского, поэтического кинематографа. Именно в этих картинах отразилась одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х – середины 60-х гг. – исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: «Дорога», «Маменькины сынки», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», картины Антониони «Хроника одной любви», «Крик»; так называемая «трилогия одиночества и некоммуникабельности» – «Приключение», «Ночь», «Затмение»; первая цветная картина режиссёра «Красная пустыня».
Конец 50-х – 60-е годы – период преодоления экономического кризис, годы так называемого бума, «экономического чуда». Итальянская кинематография вновь набирает силу: её экономическая мощь выражается в рекордных цифрах годового производства картин. Это время дебютов, расцвета творчества ведущих мастеров, появления новых жанров. Многие режиссёры вновь возвращаются к антифашистской тематике, пытаясь глубже осмыслить недавнее прошлое. В таких картинах, как «Генерал Делла Ровере» Росселлини, «Долгая ночь 1943 года» Ф.Ванчини, «Четыре дня Неаполя» Н.Лоя, вновь оживаю лучшие традиции неореализма.
Но главными становятся остросоциальные ленты, посвящённые современности. Это уже упоминавшиеся картины Феллини и Антониони, в которых общество «всеобщего благоденствия» оказывается обществом всеобщей разобщённости и бездуховности. Это один из лучших фильмов Висконти – «Рокко и его братья», рассказывающий о трагической судьбе крестьянской семьи, перебравшейся в город. И, наконец, две первые картины П.П.Пазолини «Нищий» и «Мама Рома», открывающие новую страницу в истории итальянского кино, связанную с творчеством прославленного режиссёра, поэта, писателя, учёного и публициста, которые пришёл со своей особой темой, удивительно эмоциональным и выразительным языком, трагически-противоречивым, мятежным мироощущением.
Ещё одна характерная тенденция прогрессивного итальянского киноискусства тех лет – сатирическое разоблачение пороков буржуазного общества периода бума. Она проявилась в лучших образцах «комедии по-итальянски» или сатирической комедии нравов, ставшей классическим жанром итальянского кино. «Бум», «Брак по-итальянски» Де Сики, «Обгон» Д.Ризи, «Развод по-итальянски» «Соблазнённая и покинутая», «Дамы и господа» П.Джерми – наиболее характерные образцы этого жанра. Галерею сатирических портретов обывателей, мелких буржуа талантливо воплотили актёры А.Сорди, У.Тоньяцци, В.Гасман, Н.Манфреди. Большим успехом пользовался дуэт С.Лорен и М.Мастроянни. Актёр огромного творческого диапазона, Мастроянни сыграл сотни ролей – от комических и гротесковых до философских и психологических – в самых прославленных итальянских лентах 60-70-х гг.
В конце 60-х начале 70-х гг. наметилась общая тенденция к политизации искусства в связи с обострением политической борьбы, успехами левых сил, молодёжного движения протеста, всколыхнувшего высь западный мир. В картинах Пазолини, Б.Бертолуччи, Ф.Рози, М.Белоккьо, В. и П.Тавиани ещё ранее были затронуты темы молодёжного протеста против буржуазного общества, тема народной революции, разрабатывались новые принципы изображения: документализм в сочетании с метафорой, обобщением, символикой. В кон. 60-х.гг. начали складываться основные жанры и направления политического кино, которое в Италии достигло наивысшего расцвета в первой половине 70-х.гг. антифашистская направленность, критический социальный настрой сближают политической кино с произведениями неореализма.
Вместе с тем политическое кино продолжало разоблачение пороков буржуазного общества, начатое сатирической комедией нравов. Но теперь внимание его создателей сместилось с социально-этической проблематики в сторону критики политических институтов. К ведущим жанрам политического кино относятся: детектив, рассказывающий о судебных преступлениях и коррупции государственного аппарата («Признание полицейского комиссара прокурору республики», «Следствие закончено – забудьте» Д.Дамиани, «Дело Маттеи», «Сиятельные трупы» Рози, «Сто дней в Палермо» Д.Феррары); антифашистские фильмы («Убийство Маттеотти» Ванчини, «Конформист» Б.Бертолуччи, «Площадь Сан-Бабила, 20 часов» К.Лидзани, «Мы так любили друг друга» Э.Сколы). К жанру политического кино относятся также историко-революционные фильмы типа «Аллонзанфан» братьев Тавиани, фильмы о революционном рабочем движении – «Сакко и Ванцетти» Д.Монтальдо, «Тревико-Турин» Сколы. Один из ведущих жанров политического кино – политическая комедия или политический памфлет: «Хотим полковников!» М.Моничелли, «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Собственность больше не кража» Э.Петри и др. В них шаржированное изображение режима и его представителей сочетает реализм с условностью и гротеском. В политических фильмах по-новому раскрылся талант таких актёров, как Дж.М.Волонте, Л.Вентура, Ф.Неро, М.Плачидо.
Интерес к политике сказался и в творчестве Л.Висконти, Антониони, Феллини. Одной из главных тем фильма Антониони «Забриски-пойнт» становится молодёжное движение протеста, а в фильме «Профессия: репортёр» поставлен вопрос о месте человека в современных политических событиях. «Гибель богов» Висконти сегодня уже стал классикой антифашизма, а в «Репетиции оркестра» - в аллегорической форме воссоздаёт политическую ситуацию в нынешней Италии.
С Середины 70-х гг. начинается кризис итальянского кинематографа. Резко снижается посещаемость кинотеатров, кино не выдерживает конкуренции с телевидением, кинопроизводство попадает во всё большую зависимость от иностранного, прежде всего американского, капитала, резко возрастает число коммерческих чисто развлекательных картин.
Нестабильность политической жизни, постоянные правительственные кризисы, разгул терроризма и неофашизма – всё это не может не отражаться на настроении и тематике картин. Для этого периода итальянского кино характерен отход от откровенно политической проблематики, от эстетического документализма, на смену которым приходит стремление к философским и социальным обобщениям, углубленный психологический анализ, интерес к жанру притчи. На экранах демонстрируются фильмы, изображающие сложные, подчас болезненные явления в жизни общества. Но в эти годы был создан и целый ряд картин, в которых критика капиталистической действительности прозвучала не менее остро, чем прежде. Уровень итальянской кинематографии в целом оказался высоким. Свидетельство тому – последние ленты Антониони и Феллини, картины так называемого «среднего поколения» режиссёров: Бертолуччи, братьев Тавиани, Рози, Скола и других. Такие фильмы, как «XX век» Бертолуччи, «Отец-хозяин», «Ночь святого Лоренцо», «Хаос» братьев Тавиани, «Дерево для башмаков» Э.Ольми, «Фонтамара» Лидзани, говорят о том, что режиссёры не утратили веру в возможность позитивных перемен, в силы, способные эти перемены осуществить. В названных картинах ставятся проблемы народной революции, оживают лучшие традиции неореализма, предпринимаются интересные попытки дальнейшего развития языка кино.
Обнадёживающим являлось творчество режиссёров, дебютировавших в конце 70-х – начале 80-х гг.: Дж.Бертолуччи («Я люблю тебя, Берлингуэр», «Секреты, секреты»), М.Т.Джордана («Я люблю вас, проклятые», «Падение восставших ангелов»), Дж.Амелио («Удар в сердце»), Н. Моретти («Эчче Бомбо», «Золотые сны», «Бьянка», «Месса окончена»), комедиографов Р.Бениньи и М.Троизи, в фильмах которых реалистическое бытописание сочетается с эксцентрикой и бурлеском. Все эти картины, разные по манере, стилистике, жанрам и на первый взгляд камерные, отличаются острым чувством современности, поисками нового стиля и языка, продолжают лучшие традиции итальянского киноискусства.
Статья взята с сайта www.belpaese2000.narod.ru подготовка статьи Веры Смирновой, 07.2001
|