Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Витторио Де Сика - Vittorio De Sica
(1901-1974)
|
|
|
Итальянский актёр и режиссёр Витторио Де Сика родился в маленьком городке Сора, в семье служащего, детство провёл в Неаполе. Любовь к театру проявилась у Витторио очень рано, ещё ребёнком он участвовал в театральных представлениях. После окончания Высшего коммерческого института он в 1924 г. снова пробует свои силы на сцене в известной театральной труппе Т.Павловой, где впервые знакомится с русской театральной традицией и системой Станиславского. Прекрасные актёрские данные, привлекательная внешность, упорство и настойчивость в овладевании профессией помогают Де Сика быстро завоевать любовь публики. С 1931 г. он начинает сниматься в кино. Его первые актёрские работы в кино совпали с чёрным двадцатилетием фашистской диктатуры Муссолини. Итальянский кинематограф тех лет обходил жизненно важные темы, не ставил острых проблем. Однако в ряде фильмов Де Сика удалось создать обаятельный образ простого итальянца, отразивший многие черты народного характера.
В 1940 г. Де Сика ставит свой первый фильм «Алые розы», а затем киноленты «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец в монастыре» (1942), где выступает как режиссёр, сценарист и исполнитель главных ролей.
В 1943 г. Де Сика снимает фильм «Дети смотрят на нас», повествующий о мальчике, который сталкивается с ложью и лицемерием окружающего его мира взрослых. Работа над этим фильмом положила начало многолетнему творческому сотрудничеству Де Сика и сценариста Чезаре Дзаваттини.
В 1946 г. Де Сика по сценарию Дзаваттини ставит фильм «Шуша», посвящённый судьбе двух беспризорных мальчиков в послевоенной Италии. Обращённый к социальной проблематике и проникнутый сочувствием к обездоленным, фильм «Шуша» стал одним из первых неореалистических фильмов и принёс своим создателям славу не только в Италии, но и во всём мире.
Классическим неореалистическим фильмом и шедевром мирового кино стала кинолента Де Сика «Похитители велосипедов» (1948). История доведённого до отчаяния безработного Риччи вырастала в фильме до подлинного трагического звучания. Дальнейшее развитие художественные принципы неореализма получили в картине «Умберто Д.» (1951) – о трагедии одинокой старости в буржуазном обществе.
В своих следующих фильмах Де Сика неизменно выступает как художник-гуманист и антифашист, протестующий против несправедливости и жестокости общества: «Крыша» (1956), «Чочара» (1960, экранизация романа А. Моравиа), «Страшный суд» (1961), «Затворники Альтоны» (1962, экранизация пьесы Ж.П.Сартра)
Последовавшие далее фильмы Де Сика «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, по пьесе Э.Де Филиппо «Филомена Мартурано») положили начало эволюции жанра так называемой «комедии по-итальянски».
На протяжении всей творческой жизни Де Сика не прекращал актёрской деятельности. Он создал целый ряд ярких, запоминающихся образов в фильмах «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) Л.Коменчини, «Генерал Делла Ровере» (1959) Р.Росселлини, «Мы так любили друг друга» (1975) Э.Скола.
В фильме «Генерал Делла Ровере» Де Сика сыграл мелкого дельца Бертоне, в годы второй мировой войны сотрудничавшего с фашистами, которые с провокационной целью заставляют его выдавать себя за героя движения Сопротивления генерала Делла Ровере. Актёр раскрыл сложный процесс духовного перерождения Бертоне, в результате которого его герой становится борцом против фашизма.
В 1969 г. Де Сика поставил совместно с советскими кинематографистами фильм «Подсолнухи».
Статья взята с сайта www.belpaese2000.narod.ru подготовка статьи Веры Смирновой, 07.2001
|