Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Режиссер Лина Вертмюллер Lina Wertmüller
|
|
|
Дата рождения: 14.08.1928
Место рождения: Италия, Рим
Полное имя: Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер Фон Элгг Спанол Фон Бройх (Arcangela Felice Assunta Wertmuller von Elgg Spanol von Braueich).
Родилась в аристократической швейцарской семье и росла как enfant terrible (несносный ребенок). Ее выгнали из дюжины католических школ. Ученица Федерико Феллини, Лина вскоре выработала свою собственную, оригинальную манеру, карнавальный стиль, фарсовую социальную сатиру. Ее работы застали врасплох критиков и пользовались большим кассовым успехом во многих странах в 1970-х годах. В 1957 году Вертмюллер закончила Театральную Академию (Accademia Teatrale), возглавляемую Пьетро Шарофф и много работала ассистентом режиссера и сценаристкой для водевильного и традиционного театра. Ее подруга был замужем за Марчелло Мастроянни, и при ее посредничестве в мир кино она вошла в качестве ассистентки Феллини, снимавшего в 1963 года "Восемь с половиной". Тогда она сняла документальный фильм о том, как делают кино. По завершении "Восьми с половиной" забрала почти всю съемочную группу Феллини в Сицилию, где сняла свой первый художественный фильм "Ящерицы" (I Basilischi), 1963, в котором подвергла критике жизнь среднего класса в итальянском городке. Ее следующие три фильма были чисто коммерческими предприятиями "Поговорим о мужчинах" (Questa volta parliamo di uomini), 1965, состоящий из четырех эпизодов, "Рита-комариха" (Rita la zanzara), 1966, и "Не дразни комариху" (Non stuzzicate la zanzara), 1967. Последние две ленты были сняты под псевдонимом Джорджа Брауна в жанре музыкальной комедии. В главных ролях были заняты популярная певица Рита Павоне (Rita Pavone) и Джанкарло Джаннини (Giancarlo Giannini), который стал "главной звездой" Вертмюллер во всех фильмах 1970-х годов. После этого она вернулась в театр, где познакомилась с Энрико Джобом, за которого и вышла замуж. Это был ее будущий художник, взявший на себя декорации и костюмы, столь характерные для ее киновселенной. В 1972 году для Вертмюллер начался "золотой век": какое-то время она снимала по крайней мере один "хит" в год, в которых Джаннини блистал вместе с Марианджелой Мелато. С подадчи Вертмюллер Джаннини стал звездой международного класса. К 1978 году интенсивность их сотрудничества пошла под гору. Вертмюллер продолжала снимать, обращаясь к темам лесбийской любви, наркотикам, организованной преступности, защите окружающей среды, киднэппингу, СПИДу. Время от времени она обращалась к театру, поставила оперу "Кармен" в престижном театре Сан Карло в Неаполе. Мощнейшие картины 70-х сочетали в себе интенсивную энергетику и приземленность традиций "комедии дель арте" (commedia dell'arte) с высокой эмоциональностью в рамках театрального образования. Она обращалась к политическому сознанию масс через гиперболу, гротеск, фарс на грани шутовства, затрагивая серьезнейшие вопросы.
Статья взята с сайта www.videoprokat.spb.ru
Сценарист
1. Mannaggia alla miseria (2009)
2. Фаршированные перцы идут в дело (2004) Peperoni ripieni e pesci in faccia
3. Унесенные (2002) Swept Away
4. Франческа и Нунциата (ТВ) (2001) Francesca e Nunziata
5. Фердинанд и Каролина (1999) Ferdinando e Carolina
6. Рабочий и парикмахерша (1996) Metalmeccanico e parrucchiera in un turbine di sesso e di politica ... рассказ
7. Нимфа (1996) Ninfa plebea
8. Я надеюсь, что выкарабкаюсь (1992) Io speriamo che me la cavo
9. Суббота, воскресенье и понедельник (ТВ) (1990) Sabato, domenica e lunedì
10. В лунную ночь (1989) In una notte di chiaro di luna
11. Decimo clandestino, Il (ТВ) (1989) Decimo clandestino, Il
12. Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базилика (1986) Notte d'estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilico
13. Сложная интрига с женщинами, переулками и преступлениями (1985) Un complicato intrigo di donne, vicoli e delitti
14. Sotto... sotto... strapazzato da anomala passione (1984) Sotto... sotto... strapazzato da anomala passione
15. Шутка судьбы, подстерегающей в засаде, словно бандит с большой дороги (1983) Scherzo del destino in agguato dietro l'angolo come un brigante da strada
16. Кровавая вражда (1978) Fatto di sangue fra due uomini per causa di una vedova - si sospettano moventi politici
17. Конец света в нашей супружеской постели однажды дождливой ночью (1978) La fine del mondo nel nostro solito letto in una notte piena di pioggia
18. Переезд (1977) Which Way Is Up?
19. Паскуалино «Семь красоток» (1975) Pasqualino Settebellezze
20. Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе (1974) Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto
21. Всё на месте и всё в беспорядке (1974) Tutto a posto e niente in ordine
22. Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости (1973) Film d'amore e d'anarchia, ovvero 'stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...'
23. Cari genitori (1973)
24. Брат Солнце, сестра Луна (1972) Fratello sole, sorella luna
25. Quando le donne persero la coda (1972) Quando le donne persero la coda
26. Мими-металлист, уязвленный в своей чести (1972) Mimì metallurgico ferito nell'onore ... рассказ
27. Когда у женщин были хвосты (1970) Quando le donne avevano la coda
28. Город насилия (1970) Città violenta
29. Mio corpo per un poker, Il (1968) Mio corpo per un poker, Il
30. Не дразните надоеду (1967) Non stuzzicate la zanzara
31. Рита-надоеда (1966) Rita la zanzara
32. На этот раз поговорим о мужчинах (1965) Questa volta parliamo di uomini ... рассказ
33. Basilischi, I (1963)
Режиcсер
1. Mannaggia alla miseria (2009) Mannaggia alla miseria
2. Фаршированные перцы идут в дело (2004) Peperoni ripieni e pesci in faccia
3. Франческа и Нунциата (ТВ) (2001) Francesca e Nunziata
4. Фердинанд и Каролина (1999) Ferdinando e Carolina
5. Рабочий и парикмахерша (1996) Metalmeccanico e parrucchiera in un turbine di sesso e di politica
6. Нимфа (1996) Ninfa plebea
7. Я надеюсь, что выкарабкаюсь (1992) Io speriamo che me la cavo
8. Суббота, воскресенье и понедельник (ТВ) (1990) Sabato, domenica e lunedì
9. 12 режиссеров о 12-ти городах (1989) 12 registi per 12 città
10. В лунную ночь (1989) In una notte di chiaro di luna
11. Decimo clandestino, Il (ТВ) (1989) Decimo clandestino, Il
12. Imago urbis (1987)
13. Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базилика (1986) Notte d'estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilico
14. Сложная интрига с женщинами, переулками и преступлениями (1985) Un complicato intrigo di donne, vicoli e delitti
15. Sotto... sotto... strapazzato da anomala passione (1984) Sotto... sotto... strapazzato da anomala passione
16. Шутка судьбы, подстерегающей в засаде, словно бандит с большой дороги (1983) Scherzo del destino in agguato dietro l'angolo come un brigante da strada
17. E una domenica sera di novembre (1981)
18. Кровавая вражда (1978) Fatto di sangue fra due uomini per causa di una vedova - si sospettano moventi politici
19. Конец света в нашей супружеской постели однажды дождливой ночью (1978) La fine del mondo nel nostro solito letto in una notte piena di pioggia
20. Паскуалино «Семь красоток» (1975) Pasqualino Settebellezze
21. Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе (1974) Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto
22. Всё на месте и всё в беспорядке (1974) Tutto a posto e niente in ordine
23. Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости (1973) Film d'amore e d'anarchia, ovvero 'stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...'
24. Мими-металлист, уязвленный в своей чести (1972) Mimì metallurgico ferito nell'onore
25. Mio corpo per un poker, Il (1968) Mio corpo per un poker, Il
26. Не дразните надоеду (1967) Non stuzzicate la zanzara
27. Рита-надоеда (1966) Rita la zanzara
28. На этот раз поговорим о мужчинах (1965) Questa volta parliamo di uomini
29. Giornalino di Gian Burrasca, Il (ТВ) (1964) Giornalino di Gian Burrasca, Il
30. Basilischi, I (1963)
Продюсер
1. Паскуалино «Семь красоток» (1975) Pasqualino Settebellezze
Актриса: Играет саму себя
1. Марчелло, одна сладкая жизнь (2006) Marcello, una vita dolce ... играет саму себя
2. Isa 9000 (2001)... играет саму себя
3. Лукино Висконти (1999)... играет саму себя, хроника, в титрах не указана
4. Amico magico: il maestro Nino Rota, Un (1999) ... играет саму себя
5. Zwischen Kino und Konzert - Der Komponist Nino Rota (1993) ... играет саму себя 6. Lina Wertmuller (1977)... играет саму себя
7. 49-я церемония вручения премии «Оскар» (ТВ) (1977) ... играет саму себя - Nominee: Best Director & Best Original Screenplay
Фильмография взята с сайта www.kinopoisk.ru
О фильме Паскуалино "Семь красоток" / Pasqualino Settebellezze \ Seven Beauties
Поскольку итальянский режиссер Лина Вертмюллер любит давать своим фильмам "километровые названия", надо хотя бы раз упомянуть ее полное итало-швейцарское имя - Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Эллг (по другим сведениям, окончание величественного титула звучит иначе - Спанол фон Брауайх). Эта интеллектуалка в очках, сухого, если не сказать - худого телосложения, но не хуже (а может, и лучше) Феллини обыгрывавшая на экране пышную женскую плоть (в частности, и в данной ленте), прославилась довольно поздно - в возрасте 44 лет, когда на фестивале в Канне в 1972 году получила премию за картину "Мими-металлист, уязвленный в своей чести", в которой заглавную роль исполнил Джанкарло Джаннини, ставший одним из ее любимых актеров в 70-е годы. Он же играет сицилийского ловеласа Паскуалино по прозвищу "Семь красоток", к несчастью, попавшего сначала на восточный фронт, а после бегства - в немецкий концлагерь, где изо всех сил пытается выжить, в том числе соблазнить дородную "гитлер-фрау", неприступную комендантшу. Надо только видеть, как изможденный Паскуалино в робе "лагерника" строит глазки (правильнее было бы сказать - распахивает свои голубые глазища на весь экран), а потом, будучи "допущенным" до громадных телес, больше озабочен едой и куревом, нежели удовлетворением вульгарной солдафонши.
В фильме острой на язык и безжалостно-саркастичной Вертмюллер угадывается насмешка над целой серией антифашистских лент таких крупных мастеров, как Висконти, Де Сика, Бертолуччи, Кавани, но в первую очередь - их эпигонов, среди которых можно выделить Тинто Брасса с параллельно снятым "Салоном Китти". Но особенно выразителен и необычен пятиминутный черно-белый пролог в "Паскуалино", где историческая хроника военных лет в стык смонтирована со сценой дезертирства героя с передовой, а за кадром звучит язвительно-патетический текст, возвышенная абракадабра ("О-йе!").
Она должна вывести из равновесия зрителей, настроившихся на эпическо-трагический лад, а также тех, кто собрался вволю поржать над похождениями "небравого солдата Паскуалино "Семь красоток". Он действительно смог выжить любой ценой и вернуться домой - но отчего же его финальный взгляд кажется не просто печальным, а уже остекленевшим и мертвенным?!
Автор: Сергей Кудрявцев.
Статья взята с сайта www.kino-xa.ru . Фотографии взяты с сайта www.linawertmuller.com
Последнее фото с сайта www.film.ru
|