Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Roberto Benigni - Роберто Бениньи
(Мизерикордия, Ареццо, 1952)
|
|
|
Р. Бениньи пришёл в кино с фильмом «Ты меня волнуешь» (Tu mi turbi,1983), сотрудничал с Четти для «Минестроне» (Minestrone), 1981; с Джузеппе Бертолуччи для фильма «Весь Бениньи» (Tuttobenigni), 1986; с Джимом Джармушем для «Даунбайлo» (Daunbailo), 1986. В 1988 году в фильме «Маленький дьявол» (Il piccolo diavolo) он раскрывает юмористический мир, что так на него похоже: магический и парадоксальный, сюрреалистичный и фантастический. Комедия «Джонни-Зубочистка» (Johnnny Stecchino), 1991 имеет огромный успех. Комизм фильма погружён в мир гэгов Тото, братьев Маркс, в комические ситуации фильмов типа «В джазе только девушки». Название фильма, написанного в соавторстве с Винченцо Черами – это цитата гангстера из этого известного фильма. С фильмом «Чудовище» (Il Mostro) закрепляется успех Бениньи у публики, а его прокат приносит доход в сорок миллардов лир. Бениньи снимался у Ф.Феллини в «Голосе луны» (La voce della luna, 1989) и у Блейка Эдвардса в «Сыне Розовой Пантеры» (Il figlio della Pantera Rosa, 1994).
В 1994 году пришёл черёд комедии «Жизнь прекрасна» (La vita e bella) – фильма, отличного от всех его предыдущих картин. Захватывающая и трогательная история времён Второй мировой войны, пережитая евреем, который не чувствовал себя таковым. Департированный в Освенцим, он всеми возможными способами пытается спасти своего маленького сына, даже… ценой собственной жизни. Этот фильм, кроме ошеломляющего успеха у публики, получил многочисленные международные премии: главный приз Каннского фестиваля и три Оскара (лучший актёр, лучший инстранный фильм, лучшая музыка).
Самая последняя актёрская работа Бениньи – это фильм Клода Зиди «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (Asterix e Obelix contro Cesare,1999) с Жераром Депардье и Летицией Каста. В настоящее время Бениньи работает над своим новым фильмом «Пиноккио» (Pinocchio)
«Жизнь прекрасна»
Бениньи – еврейский гений. Режиссёр фильма «Жизнь прекрасна» перенял язык таких писателей как Шолом-Алейхем.
Влодек Голдкорн: «Жизнь прекрасна» - это не фильм об Освенциме. Это история о жизни, любви, смерти. Это история, которая перенимает язык и риторику литературы, - вернее, еврейского фельетона конца прошлого века. Ингредиенты те же: апология единства семьи, восхваление верной жены, рассказ о самозабвенной преданности матери сыну. И ещё – несознательность и легкомыслие мужа, который в момент испытания предстаёт как ответственный и сильный человек. Как и в еврейском фельетоне, постоянный переход от слезам к смеху (смех сквозь слёзы). Быстрые смены регистров возможны из-за присутствия фигуры ребёнка. В общем, Бениньи, как и Шолом Алейхем, самый популярный еврейский писатель. Или, что ещё лучше, как Абраам Голфаден – основатель еврейского театра в прошлом веке – скиталец без пристанища, автор комических спектаклей и произведений, где чередуются моменты комизма, трагизма и экспериментаторства. Театр Голдфадена (как и фильм Бениньи) подшучивает над самыми простыми и обыденными человеческими чувствами, чтобы показать мир, который кажется вымышленным. Но в этом вымысле есть такие элементы, что заставляют вспомнить жестокую реальность.
Кое-кто говорит, что Освенцим – это не объект для комизма. Однако есть и те, кто не нашёл ничего смешного в китче, названном «Список Шиндлера», где серьёзно и по-настоящему представлен Освенцим. Поэтому многие и ополчились на Бениньи за его попытку «рассказать неповествуемое».
Фильмография:
Ты меня волнуешь / Tu mi turbi (1983)
Нам остаётся только плакать / Non ci resta che piangere (1984)
Прощание с Энрико Берлингуэром / L’Addio a Enrico Berlinguer, (1984)
Маленький дьявол / Piccolo diavolo, Il (1988)
Джонни-Зубочистка / Johnny Stecchino (1991)
Чудовище / Mostro, Il (1994))
Жизнь прекрасна / Vita e bella, La (1997)
Пиноккио / Pinocchio (2001)
Статья взята с сайта www.belpaese2000.narod.ru подготовка статьи Веры Смирновой, 06.2001
|