Италия! Italy! La Repubblica Italiana!
Dario Argento - Дарио Ардженто
(Рим, 1940)
|
|
|
Дарио Ардженто – один из самых известных мастеров современного кинематографического триллера. Его творчество единогласно признано великими заокеанскими режессёрами как точка отсчёта в европейском кино такого жанра: интрига и мистика детектива, коннотации которого аннулируются через тайные образы, скрытые под пластом реального. Ужас и Фантастика, постоянно расщепляя представление правдоподобия, всегда готовы выйти наружу, как занавес, открывая злую и саркастическую усмешку над неизвестностью и смертью.
Д. Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме. Мать – Эльда Луксардо – известный фотограф. Отец - Сальваторе Ардженто – продюссер, умер в 1983 году. Он спродюссировал почти все его фильмы: от «Птицы с хрустальными перьями» (L’uccello dalle piume di cristallo) до «Тьмы» (Tenebre)
В начале шестидесятых Д.Ардженто получил работу в римском еженедельнике как кинематографический критик. Его рецензии, зачастую идущие против течения, уклоняются от штампов официальной критики. В это же время начинает работу сценографиста. С Серджо Амидеи он пишет «Извините, вы за или против?» (Scusi, lei e favorevole o contrario? 1967) снятый Альберто Сорди; затем с Клодом Диселли «Верёвку и пистолет» (Una corda una colt, 1968) Роберта Хоссайна. Затем последовали «Сезон чувств» (La stagione dei sensi), «Сексуальная революция» (La rivoluzione sessuale), «Вероятность - ноль» (Probabilita zero), «Сегодня мне…завтра тебе» (Oggi a me…domani a te), «Приедписания для гангстера» (Comandamenti per un gangster), «Армия пяти человек» (Un esercito di cinque uomini), «Легион проклятых» (La legione dei dannati), «Оставь вечер для ужина» (Metti una sera a cena). С Бернардо Бертолуччи пишет сценарий для вестерна «Однажды на Западе» (C’era una volta il West), снятый Серджо Леоне.
В 1967 пишет сценарий и снимает свой первый фильм «Птица с хрустальными перьями» (L’uccello dalle piume di cristallo), спродюссированный его оцом. Неуверенный дебют стал самым большим итальянским успехом того года. У спех следующего фильма «Кот с девятью хвостами» (Il gatto a nove code, 1970) подтверждает успех у публики и утверждает Ардженто как мастера итальянской кинематографической интриги. В 1971 снимает «Четыре мушки из серого велюра» (Quattro mosche di velluto grigio), продолжая поиски в экспресии страха и развивая новые технологии для создания интриги, сопровождаемые саундтреками Эннио Морриконе. Снимает «Пять дней» (Le cinque giornate) – исторический фильм знаменующий период в его пути через измерение страха и ужаса. В 1975 выходит фильм «Красная глубина» (Profondo Rosso), который даже сейчас многие считают его главной и важной работой: синтез всех тех тревожных элементов из прошлых фильмов, развитых с помощью своеобразной режиссёрской техники, просматриваемые в кенематографическом почерке, в стиле, который обозначит точку не возвращения к представлению страха в последующие годы. Мистические эхо и шепчущие фантазии в «Красной глубине» врываются в иррацональное представление проклятой истории, рассказанной в «Суспирия» (Suspiria, 1977). Таким вот образом открывается второй период в творчестве Д.Ардженто, где непосредственный участник – мир ведьм со своми злобными и зверскими рассказами. Образы становятся живописными и сияющими полотнами, ирреальными и демоничными, как в последующем «Аду» (Inferno,1980). А в 1982 возврат к детективу с «Тьмой» (Tenebre), но детективу в русле своего же стиля: реальность, мистицизм, ужас, страх, фантастика.
После фильмов «Феномены» Phenomena (1985) e «Оперы» Opera (1987) в 1990 снимает эпизод в «Двух дьявольских глазах» (Due occhi diabolici), навеянных рассказами Эдгара Аллана По (другой эпизод снят Джорджем Ромеро). В 1993 снимает фильм «Травма» (Trauma), где играет его дочь Азия. Она также героиня и двух последующих его фильмов: «Синдром Стендаля» (La Sindrome di Stendhal,1995) e «Призрак оперы» (Il fantasma dell’Opera, 1998).
Фильм «Не хочу спать» (Non ho sonno, 2001) обозначает его возврат к леденящим душу размышлениям детективного триллера, как всегда подгоняемыми “grandi vele di irrazionale e di delirio” (большими парусами иррациональности и бреда), которые Ардженто объясняет в своей привычной манере.
Фильмография:
Птица с хрустальными перьями /L'uccello dalle piume di cristallo - 1970
«Кот с восьмью хвостами» /Il gatto a nove code - 1971
«Четыре мушки из серого велюра / Quattro mosche di velluto grigio -1971
Пять дней / Le cinque giornate - 1973
Красная глубина / Profondo Rosso - 1975
Суспирия / Suspiria - 1977
Ад / Inferno - 1980
Тьма / Tenebre - 1982
Феномена / Phenomena - 1985
Опера / Opera - 1987
Два дьявольских глаза / Due occhi diabolici - 1990
Травма / Trauma - 1993
Синдром Стендаля / La sindrome di Stendhal - 1995
Призрак оперы / Il fantasma dell'Opera - 1998
Не хочу спать / Non ho sonno - 2001
Фильмы, спродюссированные Дарио Ардженто:
Зомби /Zombi di George Romero - 1978
Демоны / Demoni di Lamberto Bava - 1985
Демоны 2…Кошмар возвращается / Demoni 2... l'incubo ritorna di Lamberto Bava - 1986
Церковь / La chiesa di Michele Soavi - 1988
Секта / La setta Michele Soavi - 1990
Восковая маска / M.D.C. Maschera di Cera di Sergio Stivaletti – 1997
Скарлет Дива / Scarlet Diva di Asia Argento - 2000
Детективы:
Кошмары Дарио Ардженто / Gli incubi di Dario Argento
(La finestra sul cortile - Riti Notturni - Il verme - Amare e morire - Nostalgia punk - La strega - Addormentarsi - Sammy - L'incubo di chi voleva interpretare "l'incubo" di Dario Argento)
Вечерняя очередь / Turno di notte
(E' di moda la morte - Heavy metal - Buona fine e miglior principio - Giubbetto rosso -Il bambino rapito - Babbo Natale - L'impronta dell'assassino - Ciak si muore - Sposarsi e un po' morire - Delitto in rock - L'evasa - La casa dello Stradivari - Giallo Natale - Via delle streghe - Il taxi fantasma)
Фильмы, посвящённые Дарио Ардженто:
Dario Argento's World of Horror" (Il mondo di Dario Argento) di Michele Soavi,1985
Dario Argento Master of Horror (Il mondo di Dario Argento 2) di Luigi Cozzi, 1991
Статья взята с сайта www.belpaese2000.narod.ru подготовка статьи Веры Смирновой, 06.2001
|